Занятие по воде во 2 младшей группе. Проект «Водичка- водичка» во второй младшей группе. Изготовление цветных льдинок

Проект «Водичка- водичка» во второй младшей группе.

Актуальность

Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.

Иван Аксаков

Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и её назначения. От воды зависит климат планеты. Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая. Воду использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков.

Тип проекта : познавательно-поисковый.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель.

Срок реализации : Краткосрочный – одна неделя.

Цель проекта : Формирование экологической культуры ребёнка

Задачи проекта : Формировать умение детей бережно относится к воде.

Дать представление о том, какую роль играет вода в жизни человека.

Закрепить представления детей: о свойствах воды (прозрачность, легко окрашивается, тёплая, холодная, твёрдая), действии с водой и предметами, Вода принимает разную форму.

Расширение словарного запаса. Формировать умение выполнять простейшие опыты.

Ожидаемые результаты :

Создание предметно-развивающей среды для расширения представления детей о воде, её значении для человека и окружающей среды. Формирование представлений детей о природном объекте воде;

формирование познавательного интереса; воспитание бережного отношения к воде.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

1.Беседы о воде.2.Подбор художественной литературы по теме: А.Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. И.Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», потешки «Дождик, дождик, пуще», «Водичка – водичка». Рассказ В. Бианки «Купание медвежат». 3. Подбор экспериментов с водой.

3. Подбор подвижных игр. 4. Выставка творческих работ.

2 этап. Основной.

Занятие по окружающему миру «Комнатные растения».

Цель: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Закрепить с детьми, что вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.

Художественная литература: Чтение потешек «Водичка- водичка…».

Цель: Формировать умение на слух воспринимать потешку (текст, запоминать отдельные слова и фразы, проговаривать их). Дать представление о том, что вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, и что воду надо беречь.

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Цель: Продолжать отрабатывать умение работать с бумагой, клеем; дополнять готовый образ. Развивать мелкую моторику, чувство композиции и цвета. Уточнить и закрепить знание детей о внешних признаках рыб. Дать представления о том, что всем нужна вода, даже рыбкам, без воды и корма рыбки погибнут.

Рисование «Капельки»

Цель: развитие интереса детей к рисованию пальцами.

Формировать умение опускать палец в краску и делать отпечаток капельки (дождинки). Знакомить детей с техникой рисования пальцем и синим цветом.

Развивать чувство цвета и ритма, мелкую моторику. Закреплять основные цвета (красный, желтый, синий). Выполнять простейшие действия, вытирать руки салфеткой. Соблюдать правила поведения при рисовании.

3 этап. Исследовательский этап

1.Опыт №1: «Холодная, теплая, горячая вода».

Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками).

2. Опыт №2: «Прозрачная вода».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная.

Сказка «Путешествие маленькой капли».

3. Опыт №3: «У воды нет запаха и вкуса».

Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.

4. Опыт №4: «Что растворяется в воде».

Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши, песка.

5. Опыт №5: «Что плавает в воде».

Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:

легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.

Игры с бумажными корабликами.

Работа с родителями: Консультация «Опыты и эксперименты с водой в домашних условиях».

Приложение.

Правила при работе с водой.

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук - друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Правила при окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

Правила при работе с песком

Если сыплешь ты песок -

Рядом веник и совок.

I. Стихи о воде:

1.Берегите воду

Вода – это то. Что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода

Которая в виде замершего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе, закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

2. Светлана Олегова

«Кто, знает откуда берётся вода?»

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет.
И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде все - при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

3. Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Олегова С.

4. Баллада о воде

Мы слишком равнодушно иногда
глядим, как льется, плещется вода.
Не потому ли, что вода - река
и озеро. И даже облака!
И мы сполна лишь в черный час беды
осознаем величие воды.
Вода... Вы только вдумайтесь: во - да...
Она поит поля. Несет суда.
По трубам, не подвластная годам,
струится - прямо в горло городам!
Она - во всем. Она - трава и лес...

5. Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

6. Время ванну принимать:
Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется,
Ручки, ножки отмывать.

Спинку вымыть с мылом – братцем,
И с мочалкою сестрой,
Нелегко воде порой,
Если ей не подчиняться.

Обижается водица -
Грязь не украшает лица.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать.

7. Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.

А кто не умывается,
Никак не называется.
Синявский П.

II. Сказка про капельку.

Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и
больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» - только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» - удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» - прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», - подумала Капелька. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.

Сказка «Почему вода в море соленая?»

Это было давным-давно. По одну сторону реки жил бедный рыбак, а по другую - богатый хозяин, владелец семи волов.

Случилось как-то, что рыбак отправился на рыбную ловлю, и пришло к нему счастье: он поймал в реке маленькую золотую рыбку. Рыбка стала умолять рыбака, чтобы он сохранил ей жизнь, за это она обещала вознаградить его тем, чем он захочет. Рыбак сказал, что больше всего нуждается в соли, так как соль продается за большие деньги, а денег у него нет, и поэтому он вынужден, есть вареный картофель без соли.

Едва рыбак успел это сказать, как перед ним в лодке появилась маленькая мельница. «Теперь у тебя будет много соли,- промолвила золотая рыбка - Ты только скажешь ей: «Мели мне, мельница, соль!» И она будет молоть до тех пор, пока ты не скажешь: «Мельница, остановись!» Тогда она и станет».

Бедный рыбак отпустил рыбку и, радостный, отправился с маленькой мельницей домой.

Слух о счастье рыбака быстро облетел все село, и люди стали приходить к нему за солью.

Узнал об этом и богатый хозяин, владелец семи волов. Он сразу подумал, что неплохо бы завладеть этой чудесной мельницей. Ночью он переправился с другого берега. В хибарке рыбака все спали, и только одна мельница не переставала молоть соль. Хозяин проник в хибарку и схватил маленькую мельницу.

Он помчался обратно к реке, прыгнул в лодку и отчалил от берега. Когда лодка была уже далеко от берега, он спохватился, что забыл весла. Но было уже поздно: вода уносила лодку на середину реки. Хозяин не смел кричать, звать на помощь: он боялся, что у него найдут краденую мельницу. Пришлось молчать и с ужасом наблюдать, как течение несло лодку прямо в море. А мельница все молола да молола, и лодка заметно наполнялась солью. Хозяин был в ужасе, но не мог придумать, что делать. Он не знал волшебных слов.

Лодку вынесло в открытое море, и она стала медленно погружаться в воду, так как в ней набралось очень много соли. Жадный хозяин уже плакал, даже кричал, но все было напрасно. Лодка с солью, с мельницей и с хозяином пошла ко дну.

С тех пор мельница на дне моря беспрерывно мелет соль. Вот почему в море соленая вода.

Сказка рассказ «Как люди речку обидели»

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

III. Игра «Хорошо-плохо».

Дети встают в круг, педагог бросает ребёнку мяч он ловит и отвечает на вопрос «что хорошего или плохого в воде».

Игра «Какая бывает вода?»

Дети встают в круг, воспитатель, с мячом в руках, становится в центре круга. Воспитатель задает вопрос: какая бывает вода? и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч и ответить на вопрос

Игра «Ходят капельки по кругу?»

Звучит музыка, напоминающая дождь.

Воспитатель – мама Тучка, а детки - капельки.

Под музыку капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Игра «Солнышко и дождик», «Море волнуется».

Познавательное занятие во второй младшей группе. Конспект

Данный материал будет полезен воспитателям в работе с детьми второй младшей группы.
Можно усложнить конспект и использовать его в работе с детьми более старшего возраста.
Материал может быть использован как непосредственно образовательная деятельность, так и в детской исследовательской деятельности.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

Тема: «Водичка, водичка…»

Возраст детей : 3-4 года.
Цель : Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живого.
Задачи:
Формировать знания о том, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – плавают на поверхности.
Развивать у детей любознательность, умение высказывать предположение и проверять его.
Воспитывать аккуратность при обращении с водой.
Материалы и оборудование: музыка «Звуки воды», подборка иллюстраций на тему «Для чего нужна вода», прозрачные стаканчики для воды по количеству детей, два больших стакана с молоком и водой, две трубочки для коктейля, предметы для игры «Тонет – не тонет» (железная шайба, крышка, камень, пластиковая крышка, пенопласт и тому подобное), два таза с холодной и теплой водой, раскраска с изображением "капельки» по количеству детей.

Звучит запись «Звуки воды».
Воспитатель : Ребята, слышите? Как вы думаете, что это?

Воспитатель: Да, это журчит вода. А вы знаете, для чего нам нужна вода?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель : Человек использует воду. Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается. Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода. Для многих животных вода - дом, без которого они не могут жить. Рассказ сопровождается наглядным материалом (подобрать иллюстрации по теме).
Ни умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем, везде нужна вода!
Воспитатель: Я вам предлагаю показать, для чего нам нужна вода. Выходите в кружок.
Дети выходят, встают в кружок и выполняют игровое упражнение:
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре пять
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Раз-два, раз-два,
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы.
Дети садятся за столы. На столе прозрачные стаканчики с водой по количеству детей.
Воспитатель: Посмотрите, у вас у каждого есть стаканчик с водой. Понюхайте, есть ли запах у воды?
Дети: Нет, вода ничем не пахнет.
Воспитатель : А какого цвета вода?
Дети: высказывают предположения.
У воспитателя два стаканчика – один с молоком, другой с водой. В стаканы опущены коктейльные трубочки.
Воспитатель: Посмотрите на стакан с молоком. Какого цвета молоко?
Дети: Молоко белого цвета.
Воспитатель: Да, молоко белого цвета. Как вы думаете, если я опущу трубочку в стакан с молоком, она будет видна?

Воспитатель: Посмотрите, я опускаю трубочку в стакан с молоком и трубочки не видно, потому что молоко белое.
Посмотрим теперь на стакан с водой. Если я в него опущу трубочку, она будет видна?
Дети: Высказывают предположение.
Воспитатель: У воды нет цвета, она бесцветная, прозрачная, трубочка в стаканчике с водой видна.
Делают вывод, что вода бесцветная.
Воспитатель ставит на стол два таза с холодной и теплой водой.
В: Возьмите свои стаканчики, подойти к тазам и вылейте воду.
Дети с помощью воспитателя делают вывод, что вода может литься, переливаться.
Воспитатель: Потрогайте водичку в своих тазиках. Какая она?
Одни дети говорят, что в их тазу вода холодная, другие, что теплая вода.
Делают вывод, что вода может быть холодной, теплой, горячей.
Воспитатель : У меня есть много различных предметов.
Демонстрирует предметы (шайба, шуруп, пенопласт, железная и пластиковая крышки, камни, пенопласт)
Как вы думаете, что произойдет, если бросить эти предметы в воду?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: Давайте проверим, что произойдет.
Дети опускают выбранные ими предметы в таз с водой.
Смотрят, что происходит.
Делают вывод, что тяжелые предметы тонут, а легкие плавают на поверхности воды.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои ручки, какие они стали?
Дети: Руки стали мокрые.
Воспитатель: Что нам надо сделать?
Дети: Вытереть руки.
Дети вытирают руки бумажным полотенцем.
Воспитатель: Какие ручки у вас теперь?
Дети: Руки стали сухими.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель : Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?
Дети: О воде.
Воспитатель: Да, мы вспомнили, что вода нужна для всего живого, поговорили о свойствах воды. Кто мне может их назвать?
Дети: Вода не имеет цвета и запаха. Может литься. Тяжелые предметы тонут в воде, а легкие плавают по ее поверхности.
Воспитатель : Что вам больше всего понравилось делать?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы и выполняли задания. Я дарю вам вот такие капельки, в свободное время мы с вами их раскрасим.

Растениям, объектам живой и неживой природы, а экспериментирование — один из основных источников познания взаимосвязей в природе. Зная это педагог отводит целую неделю на изучение свойств воды. Дети не только узнают о разных состояниях воды, но и учатся . Привлекая детей к решению проблемных ситуаций, педагог подводит детей к пониманию того, что вода — основа жизни всех существ, необходима для роста, развития, укрепления здоровья людей. Совместно с детьми педагог изготавливает пособие «Для чего нужна вода», знакомит малышей с потешками по теме и в доступной форме рассказывает о круговороте воды в природе. Подробное описание бесед, речевых упражнений, потешки о воде вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Волшебница — вода».

Социально-коммуникативное развитие

Дети наблюдают первые всходы фасоли и гороха, выясняют, как вода маме помогает и вспоминают правила поведения во время разговора. Педагог организует разнообразные сюжетно-ролевые игры, что способствует социально-коммуникативному развитию детей.

Познавательное развитие

Решая задачи познавательного развития воспитатель играет с блоками Дьенеша, наблюдает за дождём, предлагает игры «Правая и левая», «Что может быть в коробке», «Много, один, ни одного» и другие. Дети вспоминают , уточняют названия , тренируют память.

Речевое развитие

Воспитатель создаёт условия для речевого развития, подбирая литературу для чтения по теме недели. Педагог рассказывает детям о мае, разучивает пальчиковую игру «Дождик песенку поёт», обогащает словарь глаголами через игры и упражнения.

Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития запланированы рисование ладошками «Осминожки», аппликация «Лягушки на кувшинке», самостоятельные конструктивные игры. Запланированы так же музыкальная игра «На чём играют» и смешивание красок для получения разнообразных оттенков.

Физическое развитие

Дети продолжают учиться строиться в колонну по одному, прыгать на двух ногах, правильно приземляясь. Физическое развитие происходит в играх «Ручеек», «Куры в огороде», «Пролезь, не задень» и т.д.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Как вести себя во время разговора». Цель: напомнить правила культурного поведения. Проблемно-этическая беседа «Для чего нужна вода». Цель: дать детям представления о значении воды в природе, жизни людей. Упражнение «Отбери весенние признаки». Цель: закрепить знание весенних признаков. Рисование карандашами «Дождик». Цель: добиваться свободного движения руки с карандашом во время рисования. Рассматривание картины «Маша умывается». Цель: напомнить детям о необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Про-
гулка
С.р.игра «Детский сад». Цель: поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли. Наблюдение за дождём. Цель: вспомнить с детьми, какой бывает дождь. Упражнение «Какое время года?» Цель: формировать умение оформлять свои умозаключения в речи, отвечать развёрнутым предложением. Рисование с выносным материалом. Цель: способствовать развитию изобразительных навыков. П.и. «Найди себе пару». Цель: формировать умение действовать по сигналу воспитателя. П.и. «Точно в цель». Цель: упражнять детей в метании, развивать глазомер.
ОД
2 п.д. Упражнение «Прощание». Цель: познакомить детей со словами прощания (до свидания, до скорых встреч, приходите ещё, будем ждать и т.д.). Совместное изготовление пособия «Помощница — вода». Цель: побуждать детей говорить о том, что они знают. Чтение песенки «Маленькие феи» в обр. Маршака. Цель: обсудить значение воды в стихотворении. Конструктивно-модельная деятельность «Транспорт на нашей улице» (строительный материал). Цель: закреплять умение детей различать форму предметов, развивать действия анализа изображения объекта из нескольких частей. Самомассаж стопы «Поиграем с ножками». Цель: стимулировать кровообращение, укреплять здоровье детей.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Рассказы детей «Где я люблю гулять». Цель: расширять представления о родном городе. Упражнение «Правая и левая». Цель: продолжить развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела. Упражнение «Ветерок». Цель: продолжить формирование правильного звукопроизношения. Слушание «Нянина сказка». П. И. Чайковского. Цель: накапливать музыкальные впечатления. Упражнение «По дорожке на одной ножке». Цель: развивать равновесие.
Про-
гулка
Общественно-полезный труд. Цель: привлечь детей к труду, показать пользу совместных действий. С.р. игра по выбору детей. Цель: помочь детям развернуть сюжетную линию. Дидактические игры по выбору воспитателя. Цель: вспомнить правила некоторых игр. Упражнение «Что ты слышал?». Цель: учить использовать разные способы образования глаголов. Экспериментирование с водой и красками. Цель: формировать умение получать новые цвета путём смешивания. П.и. «Найди свой цвет». Цель: формировать умение быстро действовать по сигналу, развивать ловкость. П.и. «Ручеёк». Цель: формировать у детей умение согласовывать свои действия.
ОД

Милиева Елена Владимировна
Проект «Вода» во второй младшей группе

Проект «Вода » во второй младшей группе

Тип проекта : познавательно - поисковый.

Участники проекта : дети второй младшей группы , их родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта : 3 месяца

Актуальность. Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте : вода течет из крана , в весеннем ручейке, ее можно разлить.

Мы, воспитатели, совместно с родителями, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала, о значении воды для человека, животных и растений.

Цель проекта :

1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.

2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Задачи проекта :

1. Подвести детей к пониманию :

вода может находиться в жидком и твердом состояниях : при замерзании вода превращается в лед , лед в тепле тает (превращается в воду, летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду, вода прозрачная , без запаха, без вкуса; значение воды в жизни человека.

2. Закрепить представления детей :

вода бывает холодная , теплая, горячая;

вода течет , журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.

3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.

Ожидаемые результаты :

Образовательные :

формирование представлений детей о природном объекте воде;

формирование познавательного интереса;

обогащение словарного запаса;

сформированность некоторых обследовательских действий.

Воспитательные :

воспитание бережного отношения к воде;

привнесение результатов работы в группе в домашние условия .

Предварительная работа.

Январь 3 неделя

1. Определение темы, цели, задач проекта .

2. Определение участников проекта .

3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта .

4. Подготовка необходимого оборудования.

5. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта .

6. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту .

Этапы реализации :

1 этап : Подготовительный

Январь 4 неделя

Беседы с детьми о воде и значении воды в жизни человека, растений, животных;

Опрос детей по теме «Вода » с целью выявления представлений детей о воде, ее значении для человека, растений, животных.

Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта ;

Чтение рассказов, стихов, пение песенок о воде (А Барто, П. Барто «Девочка чумазая» , А. Босев «Дождь» , З. Александрова «Купание» , К. Чуковский «Мойдодыр» )

Загадки, потешки «Дождик, дождик, пуще»

рассказов В. Бианки «Купание медвежат» ;

рассказывание сказки «Лиса и заяц» .

Разучивание наизусть стихов о воде;

2 этап основной

Январь 5 неделя

1 Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»

2 Чтение произведения Л. Воронкова «Снег идет»

3 Аппликация с элементами рисования «Снежинка»

4 Опытно- экспериментальная деятельность «Цветные льдинки»

Февраль 1 неделя

1 Вовремя умывания чтение потешек о воде.

Обобщение воспитателя : вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.

2 Аппликация «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!»

3 Словесная игра «Вода , какая…»

4 Пальчиковая игра «Ладошки»

5 Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений : мытьё игрушек. Цель : показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.

Февраль 2 неделя.

1 Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.

Цели : продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

Обобщения воспитателя : вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.

Познавательно- экспериментальная деятельность «Веточка сирени»

2 Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…»

3 Поисковая деятельность : «У воды не вкуса и запаха» .

Цель. закрепить знания детей о том, что у воды нет запаха и вкуса;

продолжать формировать умения и навыки по использованию воды;

расширять словарный запас детей : вкус, запах;

воспитывать интерес к опытнической деятельности.

4 Работа с родителями : Консультация на тему : «Закаливание водой»

Февраль 3 неделя.

1 Рассматривание «Аквариум с рыбками» .

Обобщение воспитателя : без воды и корма рыбки погибнут.

2 Подвижная игра «Водяной»

3 Пальчиковая игра «Рыбки»

4 Познавательно- экспериментальная деятельность «Рыбаки и рыбки»

Февраль 4 неделя.

воспитателя : как Наталья Николаевна моет посуду.

Обобщение воспитателя : вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.

2 Занятие по познавательному развитию «Купаться любят все» .

3 Дидактическая игра «Купание куклы» .

Цель : закрепить знания детей : кому и для чего нужна вода , свойств воды : чистая, теплая, холодная, горячая, льётся.

4 Познавательно- экспериментальная деятельность : «Делаем мыльные пузыри» .

Цель : познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей; поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам; поощрять желание отвечать на вопросы взрослого; обогащать активный словарь : мыло, мыльный, пленочка.

5 Подвижная игра «Капля раз, капля два»

Март 1неделя.

1 Наблюдение за трудом помощника воспитателя : как Наталья Александровна моет пол после завтрака.

Обобщение воспитателя : вода нужна человеку для уборки помещений, чтобы было чисто.

2 Игровое упражнение «Волны»

«Капитаны» (пускание бумажных корабликов)

4 Пальчиковая игра «Кораблики»

5 Подвижная игра «Капля раз, капля два»

Март 2 неделя.

1 НОД Тема : «Поможем кукле Кате» .

Цель : закрепить знания детей о свойствах воды; воспитывать отзывчивость и доброту, желание помогать друзьям; обогащать словарный запас детей : теплый, холодный, легкий, тяжелый; ознакомить детей со способом сбора воды с помощью губки.

2 Сюжетно ролевая игра «Угостим куклу чаем» .

3 Познавательно- экспериментальная деятельность «Что плавает в воде?»

Март 3 неделя.

1 Наблюдение за дождем из окна.

2 Рисование «Дождик по земле босиком прошёл…»

3 Подвижная игра «Солнышко дождик»

4 Наблюдения на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя

5 Поисковая деятельность «Прозрачная вода »

Цель : познакомить детей с водой и ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется) ; формировать умения и навыки по использованию воды; расширять активный словарь детей; воспитывать внимательность и аккуратность.

3 этап. Заключительный.

Март 4 неделя

1 Беседы о воде с целью закрепления знаний;

2 Мониторинг детей по теме проекта .

3 Стенд- газета «Волшебница вода »

Литература :

1. С. Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников» . Москва «Просвещение» 2005 г.

2. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны, 2009г.

3. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в млад . группе . Под ред. О. А. Соломенникова - Москва 2009 г.

4. Интернет ресурсы.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2009 год.

6. Журнал «Ребенок в детском саду» № 6 2009 год.

Публикации по теме:

«Волшебница-вода». Открытое занятие по экологии во второй младшей группе Программное содержание. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться.

Ель: повышение интереса и познавательной активности в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей. Задачи: Познакомить.

Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии во второй младшей группе «Волшебница-вода» Интеграция образовательных.

Цель: Формировать у детей представления о воде (прозрачная, без запаха и вкуса).

Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчики с молоком и соком (для каждого ребенка), маленькие ложечки, соломинки для коктейля, камушки, игровой персонаж - Незнайка

Ход НОД .

Дети заходят в Зимний сад, здороваются с животными. Затем их встречает Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята! Сегодня я предлагаю вам побыть учеными. Согласны? (Ответы детей).

(Дети проходят к столам и надевают красивые фартуки).

Педагог: Ребята, я вам предлагаю рассказать и показать Незнайке все о воде. Чтобы все узнать о воде, мы будем проводить опыты.

Опыт 1.Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить по ложечки. В каком из стаканчиков ложечка видна, а в каком - нет? Почему?

Дети: Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком - нет.

Незнайка: что будет, если опустить в воду и в молоко камушки? Я думаю, что камушки будут видны и воде и в молоке. (Рассуждения детей).

Педагог: Ребята, давайте проведем опыт с камушками и увидим кто прав - вы или Незнайка. (дети опускают камушки в воду и молоко). Вот видите, ребята, вы правы. Скажите Незнайке, какая вода? (прозрачная).

Вывод: вода прозрачная - через нее все видно, а через молоко - нет.

Опыт 2. У воды нет вкуса.

Незнайка: Ребята, какая вода на вкус? (Ответы детей)

Педагог: Мы сейчас попробуем воду. Предлагаю детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? (Ответы детей). Очень часто говорят, что вода вкусная. Давайте попробуем сок. Если дети не убедились, что вода не имеет вкуса, предлагаю еще раз попробовать воду. Выясняем, что вода не имеет вкуса. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много солей. Ее человек пить не может.

Незнайка: Я все понял, вода очень вкусная.

Педагог: Незнайка, ты не прав. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Вывод: у воды нет вкуса.

Опыт 3. У воды нет запаха.

Педагог: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем она пахнет? (Ответы детей). Понюхайте воду и сок, сравните запах сока и воды. (вода не имеет запаха, а сок имеет запах.

Незнайка: У меня вода имеет запах. Вот понюхайте мою воду.(Дети нюхают воду у Незнайки и делают вывод, что вода у Незнайки имеет запах.

Педагог: Действительно у Незнайки вода имеет запах, потому что, он только что набрал ее из водопроводного крана. Вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод: у воды нет запаха.

Незнайка: Ребята, я приглашаю вас на экскурсию по Зимнему саду, где вы встретитесь с водой.

Дети: Вот аквариум с рыбками, в нем чистая, прозрачная вода.

Здесь водоем с карасями и черепахами - в нем тоже вода прозрачная и ничем не пахнет. А в этом аквариуме живут тритоны и улитки в прозрачной воде.

Вывод: вода в аквариумах и водоеме - прозрачная, потому что мы видим в воде всех рыб, черепах, тритонов и улиток.

Незнайка: Спасибо вам ребята за интересные опыты. Теперь я знаю, что вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха. До свидания! До новых встреч!