Далек из доктора кто. Доктор кто и далеки. Создание и попадание в массовую культуру

Да́леки - внеземная раса мутантов из британского научно-фантастического телесериала «Доктор Кто». В сериале далеки представляют собой киборгов с планеты Скаро, созданных учёным Давросом во время последних лет тысячелетней войны против Талов. Генетически они являются мутантами расы калед, помещёнными в танко- или робото-подобные механические оболочки. Получившиеся существа являются могущественной расой, нацеленной на завоевании Вселенной и доминировании, без жалости, сожалений и угрызений совести. По ходу сериала рассказывается, что у далеков были убраны любые эмоции, кроме ненависти, оставив их только с желанием очищения Вселенной от любых форм жизни, отличных от далеков. Раса является главным противником протагониста сериала, Повелителя Времени Доктора. Они также известны своими выкриками «Уничтожить!» (англ. «Exterminate!» ).

Создание и попадание в массовую культуру

Далеки были созданы сценаристом Терри Нейшеном, а дизайн придуман дизайнером Би-би-си Рэймондом Кусиком. Они появились в декабре 1963 года во второй серии «Доктора Кто», известной как «Далеки». Они сразу же получили огромный успех у зрителей, появляясь потом на протяжении всего сериала, а также являясь одними из главных героев в двух фильмах 1960-х. Они стали таким же синонимом сериала «Доктор Кто», как и сам Доктор, а их поведение и знаменитая фраза стали частью Британской массовой культуры. «Прятаться за диваном, как только появляются Далеки» цитируется как элемент Британской культурной самоидентификации, а опрос в 2008 году показал, что 9 из 10 Британских детей смогли правильно определить Далека. В 1999 году Далеки появились на почтовых марках, посвященных массовой культуре Британии. В 2010 году читатели научно-фантастического журнала SFX проголосовали за Далеков, как за величайших монстров всех времен, опередив японский фильм Годзилла и героя Джона Р. Р. Толкина Голлума из «Властелина колец».
Слово «Далек» вошло в основные английски словари, включая «Оксфордский словарь английского языка», который определяет их немного неточно как «тип робота. появляющийся в „Докторе Кто“, научно-фантастической телевизионной программе B.B.C. , то есть используется иносказательно.» Слово иногда используется метафорически, чтобы описать людей, обычно людей из власти, которые действуют как роботы, не способные отойти от заложенной программы.

История

Планета Скаро - родной мир далеков - некогда была заселена двумя цивилизациями: каледами и талами. Между ними вспыхнул военный конфликт планетарного масштаба - т. н. нейтронная война, в результате которой поверхность Скаро оказалась полностью заражена радиацией. Талы сумели изобрести лекарство от лучевой болезни и остались жить на поверхности, а каледы скрылись под землёй. Они так же искали средство защиты от радиации, и однажды каледский учёный Даврос объявил, что нашёл его. Но на самом деле Давроса заботило другое: он мечтал о создании идеальной армии, состоящей из мощных и послушных солдат. Эксперименты, которые он проводил над каледами, действительно сделали их невосприимчивыми к радиации, но превратили в уродливых мутантов, не способных испытывать никакие чувства и эмоции, кроме злобы и ненависти. Затем Даврос сконструировал для них особую броню и оружие, которые позволили бы этим созданиям сражаться. Свои творения он назвал далеками - анаграммой от слова «Калед». Они участвовали во многих войнах, в том числе в Войне Времени.

Физиология

Под бронёй далек - осьминогоподобное зеленовато-белое существо с множеством щупалец, крупным мозгом и одним глазом. Так же у некоторых из них присутствует коготь на одном из щупалец. Далеки не способны самостоятельно издавать звуки, за исключением слабого писка, разговаривают они только при помощи своей брони, которая синтезирует металлически звучащий скрипучий голос. Из-за того, что Далеки не способны практически ни на какие эмоции, их речь всегда монотонна. Далеки обладают огромным интеллектом, но ни для чего, кроме решения элементарных технических задач, он не годится: Даврос позаботился о том, чтобы у его солдат напрочь отсутствовало воображение. Для поддержания жизни далекам необходима радиация, причём в больших дозах - длительное отсутствие облучения или приём анти-радиационного препарата может убить Далека. Далеки обладают той же способностью, что и Повелители Времени - отличать те события во времени, в которые нельзя вмешиваться. Далеки без брони в сериале показываются крайне редко, их можно увидеть всего в нескольких сериях.

Технические характеристики брони

Металлическая оболочка далека по форме напоминает конусообразную перечницу или солонку, расширяющуюся к основанию. Она имеет около полутора метров в высоту, в верхней части конуса расположен единственный «глаз» - фоторецептор, посаженный на длинную механическую похожую на стебелек штангу. Он не способен различать цвета (взгляду далека всё предстаёт в синем спектре), но даёт радиус обзора 180 градусов - далек может увидеть человека, спрятавшегося за углом, не наводя на него окуляр. Так же, «глаз» - самое слабозащищённое место на броне далека. Ниже расположены энергетическая пушка и рука-манипулятор, выглядящая как длинный металлический стержень, обычно, с подобием присоски на конце. Несмотря на кажущуюся примитивность, это устройство совершеннее человеческой кисти - оно может принимать любую форму, и с помощью него далек способен выполнять любые действия, вплоть до быстрой печати на клавиатуре. Энергетическая пушка обладает невероятной мощностью - Далек может одним выстрелом убить любое существо, снести здание или взорвать космический корабль. Вся броня далека покрыта металлическими полусферами - т. н. «пробками». В сериале они иногда обозначаются, как часть защитной системы. Кроме того, броня каждого далека оборудована системой самоуничтожения, и при её активации «пробки» отделяются и начинают парить вокруг. Возможно, это означает, что именно в них содержатся заряды взрывчатки.
Передвижение - одно из немногих слабых мест далеков. Их оболочки двигаются сравнительно медленно, и именно скорость Доктор отмечает как своё главное преимущество в борьбе с ними ещё во время первого столкновения. В самых первых сериях далеки вообще не могли покидать своих крепостей, так как для движения их броне требовалось постоянное электропитание, которое подавалось через пол. Позже Далеки наконец смогли выйти наружу, но по-прежнему оставались способны двигаться лишь по ровной поверхности. И уже после их оборудовали антигравитационными двигателями, позволившими далекам летать, но всё так же с небольшой скоростью.
Броня далеков оборудована системой «временного сдвига» - устройством, предназначенным для срочной эвакуации. Далеки лишены страха смерти, но прописанный Давросом кодекс запрещает им допускать полное уничтожение своей расы, поэтому, если такая опасность возникает, далеки вынуждены отступать. Временной сдвиг отправляет Далека в случайную точку пространства и времени. Эта система не слишком стабильна - например, член Культа Скаро, Далек Каан, использовав её, оказался в самом центре Войны Времени, хотя война заперта во «временной ловушке», в которую, теоретически, никто не может проникнуть и из которой никто не может выбраться.
Броня Далеков изготовлена из т. н. далеканиума - материала, аналогичного поликарбонату.
Далеки проводят внутри брони всю свою жизнь, никогда не выбираясь наружу. Можно даже сказать, что живое существо и его металлическая оболочка - лишь две составляющие того, что называют далеком, и только вместе они - далек.

Общественная структура

Все Далеки, за исключением Императора и Культа Скаро, равны между собой. У них нет имён, только номера. Далеки беспрекословно исполняют любые приказы начальства. Император - далек, которому Даврос дал немного большую свободу воли, нежели остальным его собратьям, чтобы он мог ими управлять. Выше Императора - только сам Даврос, которого далеки считают кем-то вроде божества.
Культ Скаро - группа из нескольких далеков, созданная лично Императором, задача которых состоит в том, чтобы думать так, как думают враги. Мышление далеков сильно отличается от мышления любых других разумных форм жизни во вселенной, к тому же они не способны воображать, поэтому продумывание стратегии и тактике на войне, для которого нужно понять, как думает противник, могло бы стать для них неразрешимой задачей. Но для этого в Империи Далеков существует Культ Скаро. Его члены - единственные далеки, у которых есть имена. Их эмоциональный порог выше, чем у обычных далеков, что позволяет им понимать мышление остальных рас.

Факты о съемках

Ранние версии Далеков не управлялись на расстоянии, а за основу были взяты миниатюрные велосипеды. С этим связан один занимательный инцидент: Тэрри Нэйшн (Terry Nation ) хотел, чтобы далеки вышли на улицы Лондона для съёмки финальных титров. Чтобы позволять моделям свободно передвигаться по мостовой, проектировщик Спенсер Чапман (Spencer Chapman) создал новый тип брони далеков, которая скрывала колёса. Двигаясь по ухабистым каменным тротуарам Лондона, далеки так сильно грохотали, что было невозможно скрыть этот шум даже заключительной музыкой из фильма. Более поздние версии далеков имели более аккуратные колёса (согласно проектировщикам далеков, от тележки в супермаркете), или их просто передвигали операторы, но далеки были слишком тяжёлыми. Трудность с передвижением моделей внесла свой вклад в несколько судорожные движения далеков, как может это показаться на первый взгляд. Последняя модель далека всё ещё подразумевает наличие оператора внутри, но передвижением управляют на расстоянии. Это удобно и для оператора, который может сконцентрироваться на управлении остальными частями Далека. Из-за своего необычного, «негуманоидоподобного» вида, железного корпуса, электронного голоса, складывается впечатление, что далеки - роботы и управляются на расстоянии. Как уже было сказано, это не так. На самом же деле модели далеков контролируются изнутри оператором, отвечающим за движение глазного стебля, направление лазерного луча, движение манипулятора, а также за мигание огоньков на корпусе. Корпус состоит из двух частей: верхней и нижней. Оператор становится в нижнюю и закрывается верхней.
Помимо того, что в железной оболочке далека тесно и жарко, корпус приглушает внешние звуки, что мешает операторам слышать команды директора или студии. Также корпус слишком тяжёлый, чтобы открыть его изнутри, это значит, что операторы могут застрять внутри, если их забудут выпустить. Джон Скотт Мартин (англ. John Scott Martin ), оператор оригинальных серий сказал, что управление Далеком - вещь не из лёгких. «Вам нужно приблизительно шесть рук: одна для управления глазом, другая - чтобы включать огоньки, третья для оружия, а четвёртая для передвижения и так далее. Если я был бы осьминогом, было бы проще», иронизирует Джон. Далеки, созданные для поздних серий Доктора, незначительно отличаются от оригинальных далеков, за исключением расширенного основания и ряда второстепенных нюансов. Помимо оператора внутри Далека, «головой» и «глазом» управляет другой оператор через дистанционное управление. Третий оператор отвечает за голос.

Отношение Доктора

Далеки - первые появившиеся в сериале постоянные враги протагониста и единственные, с кем он никогда не пытался мирно договориться, так как это просто невозможно: единственная цель жизни далека - уничтожение всех, кто не является далеками. Кроме того, Доктор, как правило, не признающий насилия и считающий, что у каждой формы жизни во Вселенной есть право на существование, первое время считал, что далеки должны быть полностью истреблены. Позже он меняет своё мнение (при встрече с Далеком Кааном, членом Культа Скаро и единственным живым на тот момент далеком, он говорит, что не собирается его убивать, потому что «не допустит ещё один геноцид»), но его вражда с далеками (после этого снова нашедшими способ выжить и возродиться) сохраняется и по сей день, потому что они никогда не идут на перемирие ни с кем.

Резюме

Если верить словам Доктора о том, что Повелители Времени были самой технически развитой расой из всех, что когда либо существовали, то далеков можно смело ставить на второе место, так как они - единственные, кто смог воевать с Повелителями на равных. Так же верны слова Джека Харкнесса о том, что они - «самая мощная военная сила во Вселенной» (11 Доктор с иронией говорит то же самое о римлянах).

Далеки

Да́леки - внеземная раса мутантов из британского научно-фантастического телесериала «Доктор Кто ». В сериале далеки представляют собой полукиборгов с планеты Скаро , созданных учёным Давросом (англ.) русск. во время последних лет тысячелетней войны против талов. Генетически они являются мутантами расы калед, помещёнными в танко- или робото -подобные мобильные (в том числе способные летать) машины-оболочки. Получившиеся существа являются могущественной расой, нацеленной на завоевании Вселенной и доминирование без жалости, сожалений и угрызений совести. У Далеков отсутствуют все эмоции, кроме одной - ненависть .

Раса часто является главным противником протагониста сериала, Повелителя Времени Доктора . Если верить словам Доктора о том, что Повелители Времени были самой технически развитой расой из всех, что когда либо существовали, то Далеков можно смело ставить на второе место, так как они - единственные, кто смог воевать с Повелителями на равных. Доктор, как правило, не признающий насилия и считающий, что у каждой формы жизни во Вселенной есть право на существование, первое время считал, что Далеки должны быть полностью истреблены. Позже он меняет своё мнение (при встрече с Далеком Кааном, членом Культа Скаро и единственным живым на тот момент Далеком, он говорит, что не собирается его убивать, потому что «не допустит ещё один геноцид»), но его вражда с Далеками (после этого снова нашедшими способ выжить и возродиться) сохраняется и по сей день, потому что они никогда не идут на перемирие ни с кем. Единственная цель жизни Далека - уничтожение всех, кто не является Далеками.

Слово «Далек» вошло в основные английские словари, включая «Оксфордский словарь английского языка », который определяет их немного неточно как «тип робота, появляющийся в „Докторе Кто“, научно-фантастической телевизионной программе B.B.C., то есть используется иносказательно.» Слово иногда используется метафорически , чтобы описать людей, обычно людей из власти, которые действуют как роботы, не способные отойти от заложенной программы.

Широкую известность получило излюбленное слово Далеков - «Уничтожить!» (англ. «Exterminate!» ).

История расы Далеков

Даврос - создатель расы Далеков

Все системы брони питаются от статического электричества. На своих планетах, Далеки обычно получают заряд от металлических полов и стен своих городов (внезапное отключение энергии может убить Далека). Для перемещения вне заряженных поверхностей, ранние версии Далеков использовали антенны-ретрансляторы энергии. Более поздние модели были оснащены чрезвычайно эффективными солнечными коллекторами и системой конденсаторов, способных запасать невероятное количество энергии для обеспечения функционирования Далеков в течение тысячелетий.

Далеки проводят внутри брони всю свою жизнь, никогда не выбираясь наружу. Можно даже сказать, что живое существо и его металлическая оболочка - лишь две составляющие того, что называют далеком, и только вместе они - Далек.

Общественная структура

Все Далеки, за исключением Императора и Культа Скаро, равны между собой. У них нет имён, только номера. Далеки беспрекословно исполняют любые приказы начальства.

Особая группа Далеков, обычно обозначаемая как Черные Далеки (Black Daleks) имеет повышенный статус в иерархии Далеков и де-факто находится на вершине их общества. Черные Далеки обладают более расширенными возможностями мышления чем обычные Далеки, что связано с их командной функцией.

В определенные периоды истории Далеков во главе их иерархии стоял единственный Далек, называемый Верховным Далеком (Supreme Dalek) или Императором Далеков (Dalek Emperor). Верховный Далек/Император представлял собой генетически усовершенствованного Далека, доведенного до "предела эволюции". Несколько различных Верховных Далеков/Императоров фигурировали в сериале, включая некоторое время занимавшего эту должность Давроса.

Культ Скаро - группа из нескольких Далеков, созданная лично Императором, задача которых состоит в том, чтобы думать так, как думают враги. Мышление Далеков сильно отличается от мышления любых других разумных форм жизни во вселенной, к тому же они не способны воображать, поэтому продумывание стратегии и тактике на войне, для которого нужно понять, как думает противник, могло бы стать для них неразрешимой задачей. Но для этого в Империи Далеков существует Культ Скаро. Его члены - единственные далеки, у которых есть имена. Их эмоциональный порог выше, чем у обычных Далеков, что позволяет им понимать мышление остальных рас.

В сезоне 2012 года впервые выяснилось, что у по крайней мере части Далеков существует определенное понимание красоты. В серии "Asylum of the Daleks" было продемонстрировано, что Далеки считают эстетически приятными особо яростные формы ненависти и вместо того, чтобы просто уничтожать необратимо поврежденных в боях или психически нестабильных Далеков, ссылают их на защищенную планету-убежище.

Факты о съёмках

Ранние версии Далеков не управлялись на расстоянии, а за основу были взяты миниатюрные велосипеды. С этим связан один занимательный инцидент: Тэрри Нэйшн (Terry Nation) хотел, чтобы далеки вышли на улицы Лондона для съёмки финальных титров. Чтобы позволять моделям свободно передвигаться по мостовой, проектировщик Спенсер Чапман (Spencer Chapman) создал новый тип брони Далеков, которая скрывала колёса. Двигаясь по ухабистым каменным тротуарам Лондона, далеки так сильно грохотали, что было невозможно скрыть этот шум даже заключительной музыкой из фильма. Более поздние версии Далеков имели более аккуратные колёса (согласно проектировщикам Далеков, от тележки в супермаркете), или их просто передвигали операторы, но далеки были слишком тяжёлыми. Трудность с передвижением моделей внесла свой вклад в несколько судорожные движения Далеков, как может это показаться на первый взгляд. Последняя модель далека всё ещё подразумевает наличие оператора внутри, но передвижением управляют на расстоянии. Это удобно и для оператора, который может сконцентрироваться на управлении остальными частями далека.

Из-за своего необычного, «негуманоидоподобного» вида, железного корпуса, электронного голоса, складывается впечатление, что далеки - роботы и управляются на расстоянии. Как уже было сказано, это не так. На самом же деле модели Далеков контролируются изнутри оператором, отвечающим за движение глазного стебля, направление лазерного луча, движение манипулятора, а также за мигание огоньков на корпусе. Корпус состоит из двух частей: верхней и нижней. Оператор становится в нижнюю и закрывается верхней.

Помимо того, что в железной оболочке Далека тесно и жарко, корпус приглушает внешние звуки, что мешает операторам слышать команды директора или студии. Также корпус слишком тяжёлый, чтобы открыть его изнутри, это значит, что операторы могут застрять внутри, если их забудут выпустить. Джон Скотт Мартин (англ. John Scott Martin ), оператор оригинальных серий сказал, что управление Далеком - вещь не из лёгких. «Вам нужно приблизительно шесть рук: одна для управления глазом, другая - чтобы включать огоньки, третья для оружия, а четвёртая для передвижения и так далее. Если я был бы осьминогом, было бы проще», иронизирует Джон. Далеки, созданные для поздних серий Доктора, незначительно отличаются от оригинальных Далеков, за исключением расширенного основания и ряда второстепенных нюансов. Помимо оператора внутри далека, «головой» и «глазом» управляет другой оператор через дистанционное управление. Третий оператор отвечает за голос.

Примечания

На самом деле я не знаю, какая историческая или художественная важность присутствует в этом фильме, даже не понятно его предназначение. Что это — дополнение к сериалу, или перезапуск с расчётом на широкие массы в виде кино? Лично я подразумеваю последний вариант, а если это так, то и рецензировать это кино я буду как перезапуск классического сериала.

Сюжетно, фильм берёт за основу второй эпизод классического сериала Доктора Кто — «Далеки», обустраивая всё так, будто это первое приключение Доктора и его спутников, так что сценаристы чуть ли не в точности пересняли ключевые моменты серии, вставляя мелкие и незначительные изменения. И всё же те, кто не знают что было в классической серии (хотя кино снималось с расчётом на фанатов сериала), поясню: некий Доктор Кто решает продемонстрировать новому парню своей внучки особенности его великого изобретения — ТАРДИС — машины, способной переноситься во времени и пространстве, и оно случайно активизируется, перенося Доктора, его внучек и незадачливого паренька на планету Скаро, где господствует высокая радиация и группа пришельцев Далеки, намеревающиеся полностью уничтожить планету для его захвата. Доктору предстоит не только спасти себя и своих спутников, но и остановить Далеков.

Что интересно, изменения от классики касаются и внешних качеств, как например изменённого внутреннего вида ТАРДИС, превращение Доктора в простого, но чудаковатого профессора (хотя поначалу он таким и позиционировался). Изменения коснулись и персонажей: Барбара из учительницы превратилась в его внучку, Иен — из храброго учителя в недотёпу, а Далеки и вовсе стали разноцветными. Но такие изменения в точности соответствуют попытке перезапуска, поэтому лишь остаётся либо принять их, либо отвергнуть, и я за первый вариант, потому что все эти изменения выглядят очень гармоничны (а смена возраста Сьюзен с подростка в маленькую девочку очень даже пошло на пользу в угоду семейной целевой аудитории). Стоит ещё заметить жанровую особенность — фильм представляет собой смесь семейной фантастики с приправленными элементами комедий (на самом деле комедийность тут крутиться вокруг персонажа Иена, который умудряется спотыкаться даже стоя на ногах).

Единственное, что не порадовало, так это тот факт, что сюжет классической серии донельзя скомкали. К примеру «Далеки» состояли из 6 серии по 20 минут, в то время как здесь создатели старались всё это уместить в 80 минутный фильм, поэтому зачастую это приводило к довольно глуповатым и несуразным моментам, а короткий хронометраж и вовсе оказался довольно зануден. Я молчу про несуразный финал, который хоть и позиционировался как смешной, но кроме недоумения ничего не вызывает.

Питер Кушинг в роли Доктора смотрится очень замечательно. Если персонаж Хартнелла был вспыльчивым упрямым старичком, то персонаж Кушинга довольно забавный дедуля с огромным багажом научных знании и способностью смешно изображать на своём лице удивление. Идеальный персонаж для комедийной версии Доктора, но представить его в образе одной из его многочисленной реикарнации оригинала очень сложно.

Так же порадовала довольно красивая мелодия вначале, побуждающая к просмотру. Спецэффектов тут и вовсе нет.

«Доктор Кто и Далеки» — фильм, который будет интересен и нелюбим фанатам классической серии. Тут уже им решать — любить эту попытку переделать сериал под комедийный формат или забыть о его существовании. Лично для меня эта картина представляла себе живой интерес, и этот интерес практически оправдался.