Традиционное русское рукоделие. Русские виды рукоделия. Изучение старинных символов в русской вышивке

Сидельникова Виктория

руководитель: учитель истории Ракитянской СШ № 2

Введение 3

1. Сохранение народных традиций родного края

в Ракитянской СШ № 2 4

2. Полотенца как важная деталь народного быта 5

Заключение 7

Литература 8

Приложения 9

Введение

Тема моей исследовательской работы «Традиции рукоделия Ракитянского края» выбрана неслучайно. Это попытка узнать новые сведения об истории и культуре родного края, сохранить и передать их будущим поколениям.

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что в последние годы в нашей стране очень много внимания уделяется изучению и сохранению народной культуры. Активно этот процесс проходит и в Ракитянском районе: создаются фольклорные ансамбли; проводятся конкурсы русской народной песни и танца. Успешно действует районный краеведческий музей, большую часть которого составляют экспозиции, посвящённые народной культуре нашего края; открыты краеведческие музеи в школах района, где собираются и бережно хранятся предметы старины. Но как мало мы знаем о культуре Ракитянского края, как много упущено времени!

Уходят из жизни люди, простые ракитянцы, уносят с собой частичку истории. Важно успеть собрать ценные материалы и сохранить их для следующего поколения. Большую роль в этом процессе должна играть школа и мы, её ученики, будущее нашей страны.


Поэтому главной целью моей исследовательской работы является изучение традиций рукоделия в Ракитянском крае.

Элементом новизны в моей работе попытка изучить опыт сохранения народных традиций учащимися Ракитянской СШ № 2.

Основными источниками исследования станут экспонаты школьного краеведческого музея и воспоминания о традициях рукоделия в нашем крае, собранные учащимися и учителями нашей школы.

Работая над темой, я столкнулась с проблемой нехватки литературы по вопросам изучения русской народной культуры в Ракитянском крае. Есть исследования отдельных вопросов о рукоделии по Белгородской области , достаточно и материала о народных промыслах, вышивке, ткачестве по России. Недостаточно материала по этим вопросам и в нашем районном краеведческом музее.

Считаю, что данная работа может служить основой для продолжения исследований традиций русской народной культуры в нашем районе и материалом для проведения музейных уроков и экскурсий для школьного краеведческого музея.

1. СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ РОДНОГО КРАЯ В РАКИТЯНСКОЙ СШ № 2

В Ракитянской СШ № 2, с самого момента её открытия, большое внимание уделяется воспитанию детей на основе русской народной культуры. Традиционным стало участие наших ребят в одном из самых любимых школьных мероприятий - конкурсе «Своеобычае», где учащиеся 5-8 классов могут проявить свои таланты в исполнении русских народных песен и танцев. Проявить знание обычаев и традиций предков, народных праздников, характерных для нашего края.

Не менее важную роль в сохранении культуры Ракитянского района играет и краеведческий музей, открывшийся в декабре 2001 г. в Ракитянской СШ № 2. Большую его часть составляют экспозиции, посвящённые русской народной культуре, где собраны предметы старины, воссоздан интерьер русской избы, представлены женские костюмы нашего края.

Занимаясь в краеведческом кружке, я часто рассматривала яркие, красочные и удивительно красивые вещи, созданные руками простых русских женщин, наших бабушек и прабабушек: вышитые домотканые рушники, покрывала, наволочки, подзор на кровати, накутники, украшающие красный угол избы, скатерти, рубахи, расшитые сарафаны. Таких предметов рукоделия в нашем музее очень много. Это часть нашей истории, основа русской культуры. Но если бы у нас в школе и в районе не было бы музеев, то я, наверное, даже не знала бы таких слов как накутник, насундучник, подзор, рушник, набожник. А ведь эти слова очень часто употребляли наши бабушки и прабабушки. Очень мало в нашем посёлке осталось тех людей, кто помнит как ткали полотна на ткацких станках; как и чем красили нити для вышивания; какие узоры украшали ракитянские вышитые изделия. Поэтому мне, прежде всего, хотелось бы показать, как прекрасна культура родного края, и как важно сохранить традиции предков, чтобы уже наши дети не выросли «Иванами, родства не помнящими».

Чтобы лучше разобраться в незнакомых, но таких важных словах, которые часто употреблялись нашими предками, я обратилась к иллюстрированной энциклопедии «Русская изба». Для меня настоящим открытием стало обилие новых понятий, характеризующих убранство русской избы. Я искала описание только тех предметов старины, которые находятся в нашем музее. Что же мне удалось узнать?

В каждой избе непременно бал так называемый «красный» или «святой угол». Он обычно находился в глубине избы и включал в себя божницу с иконами и лампадкой. Украшением красного угла являлся накутник – прямоугольное полотнище ткани, сшитое из двух кусков белого тонкого холста или ситца (70 см – длина и 150 см ширины). Белые накутники украшались снизу вышивкой, ткаными узорами, лентой, кружевом. Накутник прикреплялся в угол над и под образами. В нашей местности он часто назывался набожник или обвеска.


Особое место в каждом доме занимала кровать. Она появляется в народном быту только в 30-е гг. XX в., но сразу же становится предметом гордости её владельца . Украшению кровати придавалось особое значение. Она покрывалась поверх нескольких матрасов простынями, главным украшением которых служили подзоры. Это полоска ткани с вышивкой и кружевом, пришивавшаяся к одному из длинных краёв простыни, так, что при застелённой постели подзор оставался открытым и свисал над полом, радуя глаз яркими цветами и разнообразными сюжетами вышивки. Мотивы вышивок на подзорах были очень разными. Для нашей местности были характерны геометрический орнамент или изображение птицы (в основном петуха). Цвета были разными, а сам подзор заканчивался прекрасным кружевом.

Покрывала на кровати изготавливались из лёгкой, но плотной ткани. Большой популярностью у нас пользовались лоскутные одеяла и покрывала.

В дневное время, когда постель была убрана, главным украшением кровати были подушки. Горы разного размера подушек в расшитых яркими цветами наволочках укладывались друг на друга в изголовье и изножье кровати. На спинки кровати и на подушки набрасывались нарядные накидки. Над деревянными кроватями обычно навешивали полог, предохранявший от мух и комаров. Он так же был украшен вышивкой.

Огромное место в жизни любой семьи занимали сундуки, где хранилась одежда, предметы домашнего обихода, приданое невесты. Они были показателем благополучия семьи. Сундуки изготавливались из разных пород дерева и имели замок, для сохранности содержимого. Из одного или двух полотнищ изготавливались насундучники – покрывала из шерстяных, полушерстяных, холщовых тканей по размеру сундука. Очень часто насундучник украшался узорами геометрического орнамента в виде полос различного цвета.

Очень много внимания женщины уделяли и украшению пола избы. До сих пор в некоторых наших домах есть сплетенные руками наших бабушек коврики и дорожки. В народе их называли «рядном» или «половиками». Половик круглой формы, плетённый крючком из тряпичных полосок, назывался круг или кружок. Круги клали на пол по несколько штук туда, где было свободное от длинных половиков пространство или поверх половиков.

Всё, что находилось в доме, было сделано руками самих людей. Особенно много работы выполняли русские женщины. Изучая воспоминания жительниц Ракитянского района, я поняла, что они любили украшать вышивкой всё, что было только возможно. Яркие, красочные, насыщенные цвета, разнообразие узоров по-настоящему преображали простую жизнь людей, не богатую событиями. Наверное, заходя в избу и любуясь этой красотой, уставшие за день от тяжёлой работы люди просто радовались жизни, отдыхали душой и находили в себе силы для следующего дня.

2. ПОЛОТЕНЦА КАК ВАЖНАЯ ДЕТАЛЬ НАРОДНОГО БЫТА

Но, наверное, одним из самых любимых занятий ракитянских рукодельниц было изготовление и украшение полотенец, которые у нас называются рушники. Обычно ширина полотенец составляла 39-42 см, а длина могла достигать и 5 метров. Стандартными для нашей местности были полотенца длиной 2,5 – 3 метра.

Рушники ракитянского края расшивались крестиком геометрическим орнаментом с использованием двух цветов – красного и черного. Ещё одним из типичных для нас узоров вышивки были цветы с закругленными лепестками. Вышивались они, как говорят, «петля в петлю». При этом могли использоваться и другие цвета. Очень часто в нашей местности встречаются и рушники, главным узором которых является изображение петуха.

Никто точно не помнит, чем красились нити для вышивания, которые и сейчас, после стольких лет не выгорают, не линяют, не вывариваются и сохраняют свои цвета. По воспоминаниям бабушек можно предположить, что краска для них создавалась из «природного материала» - свёклы, моркови, зелени. Кто - то вспоминает, что для естественных красок варились коренья каких-то растений. Но, к сожалению, уже никто не помнит, что это были за растения.

Полотенца имели разную длину и различный объём вышивки, что было связано с их назначением. Они служили украшением избы: вывешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам.

Каждая девушка могла сама выткать белый тонкий холст и украсить его так, как было принято в её местности. Полотенца являлись частью приданого, их было принято демонстрировать родственникам жениха. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки – всё это позволяло оценить трудолюбие и аккуратность женщины. Полотенца было принято дарить родственникам на свадьбах и на большие праздники. Оно было важным атрибутом свадебного, родильного, погребально - поминального обрядов. В нашей местности, например, до сих пор сохранился обычай раздавать полотенца и платочки тем людям, кто помогал в похоронах родственников. И сейчас полотенце подстилают под ноги жениху и невесте, связывают им руки для того, чтобы они жили долго, счастливо и дружно.

То есть полотенце или рушник рассматривалось ранее и сейчас как оберег, защита от зла и символ счастливой жизни. Такая символика полотенца исключала возможность использования его для умывания. Для этого существовали рукотёрники, утирки, утиральники, т. е. рушники.

Таким образом, полотенца являлись важнейшей частью быта наших предков. По ним можно было судить о хозяйке дома, о её умениях и талантах. Это очень долгий и кропотливый труд. А ведь женщинам надо было ещё готовить еду, заботиться о своей семье, кормить большое хозяйство, убирать избу! При этом занятия рукоделием было нашим бабушкам не в тягость, а в удовольствие. Оно развивало такие качества как терпеливость, усидчивость, воображение. Может и нам стоило бы поучиться у наших бабушек? Тогда бы мы меньше жаловались на жизнь, а больше радовались ей, а люди стали добрее и душевнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как много сейчас мы говорим о возвращении к истокам и традициям русского народа. Создаются масштабные проекты возрождения нашей культуры. Но мне кажется, что надо меньше говорить об этом, а больше делать: собирать материалы, создавать музеи, приобщать к традициям своего народа молодёжь. Ещё есть в сёлах люди, которые помнят, знают и любят культуру своего родного края. И очень важно успеть сохранить эти знания, чтобы всё это не забылось, не стёрлось из людской памяти.

Большую роль в этом процессе призваны играть музеи и люди их создающие. Музеи должны, прежде всего, сохранять народные традиции. С их помощью обогащается внутренний мир человека. Это то место, где далёкое прошлое становится ближе и понятнее, роднее.

В этом плане деятельность Ракитянской СШ № 2 и её краеведческого музея очень важна. Ведь все, что исследовалось в данной работе – это результат труда многих людей: учащихся школы, их родителей, учителей. Это они собирали воспоминания, искали и приносили в музей предметы старины. Ведь только совместными усилиями можно сохранить то, что осталось и приумножить то, что создаётся в нашей культуре. Благодаря собранным материалам и полученным знаниям, ещё много поколений учащихся нашей школы смогут приобщиться к истокам и традициям культуры родного края.

сказал замечательные слова: «Уважение к минувшему – вот та черта, которая отличает образованность от дикости». Так будем же образованными и сохраним ту культуру, которая создавалась нашим народом веками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бардина народных промыслов и сувениры – М., 1990

2. Жиров художественная культура Белгородчины – Белгород, 2000

3. Уткин русская вышивка – Белгород, 1999

4. Изобразительное искусство и художественный труд: кн. Для учителя: сост. – М., 1995

5. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия – Спб., 2001

6. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. , – М., 1983

Казалось бы, совсем недавно «Формула Рукоделия» была молодой выставкой – и вот у нее снова прошел юбилей. Московская «Формула» принимала гостей в 15-й раз. Юбилей – это не только праздник, это повод оглянуться, посмотреть, что сделано за эти годы, – и, конечно, немножко погордиться собой!

А гордиться есть чем! С 2009 года «Формула рукоделия» провела 34 выставки в Москве, регионах России и за рубежом. Число участников за эти годы выросло с 70 до 530, а посетителей – с 9,5 до 32 тыс. человек. Выставка постоянно расширяется (сейчас ее площадь – 9000 кв. м), появляются новые проекты, и многие из них становятся постоянными (например, спецпроект «Вкусный handmade» или Фестиваль современного войлока).

У каждой выставки «Формула Рукоделия» есть своя, особая тема, и юбилейную выставку мы решили посвятить традициям, ведь именно они лежат в основе любого рукоделия. Тема традиций заинтересовала многих участников нашего проекта. Так, клуб-мастерская текстильного дизайна «Красный сарафан» представила целую коллекцию одежды, кукол и аксессуаров, где обыгрывалась тема набивного ситца и яркая палитра русского народного костюма. Необычный проект представил клуб «Мастерёлки» – его участницы сшили лоскутную палатку, где каждый лоскуток представлял ту или иную традицию русского народного искусства – гжель, хохлому, дымковскую игрушку и т. д. Колледж им. К. Фаберже представил народные мотивы в батике. Мировые традиции представила школа китайской живописи гохуа – на ее стенде гости выставки могли своими глазами увидеть, как создаются китайские картины тушью. Отдельная экспозиция была посвящена семейным традициям рукоделия – там можно было видеть рукодельные работы трех-четырех поколений нескольких семей, прочесть историю каждой творческой семьи, увидеть, что окружало рукодельниц прошлого.

Но и это еще не все. Тема традиций оказалась актуальной вне зависимости от темы выставки. Например, все больше производителей вышивальных наборов обращаются к русской мифологии, истории, архитектуре – от образов языческой Руси до портретов Юрия Гагарина. Кроме того, сильно вырос интерес к традиционным видам рукоделия и у гостей выставки – большим спросом пользовались вышивальные наборы в различных техниках, товары для шитья и печворка. Хорошо было представлено модное направление – алмазная мозаика, а также раскрашивание по номерам, живопись шерстью, фурнитура для украшений и художественные материалы. Стоит также отметить большой выбор книг по рукоделию, в том числе еще один тренд сезона – альбомы для раскрашивания.

На выставке мы подвели итоги первого индустриального конкурса «Золотая пуговица». Список финалистов определяло народное голосование, а победителей среди финалистов выбирали Экспертный совет и Большое жюри конкурса. Так, лучшим производителем вышивальных наборов 2015 года оказалась компания Panna, лучшим несетевым магазином рукоделия – «Мир шитья», а лучшей книгой по рукоделию – «Библия узоров», книга по вязанию крючком от издательства «Контэнт». Полный список победителей, а также условия участия в следующем туре конкурса вы сможете найти на сайте: craft-award.ru.
2016 год собрал коллекцию ярких юбилеев в индустрии рукоделия и творческого хобби. На выставке «Формула Рукоделия» свои юбилеи отметили учебный комбинат «Мастерица», компания «РИОЛИС», «АЛИСА» и «Колор Кит». Старейшим юбиляром был комбинат «Мастерица», не закрывавшийся ни на день в течение 75 лет! Весомым был и юбилей компании «РИОЛИС», первые наборы которой появились на свет 20 лет назад!

В целом выставка прошла очень динамично, было очень заметно, что профессионалы индустрии рукоделия готовы и бороться за потребителя, и идти ему навстречу, а потребители – все так же активно творить, следить за новинками рынка и покупать материалы для творчества. Согласно подсчетам билетов, резко возросло число гостей, которые посещали выставку несколько дней подряд! Кроме внушительного ассортимента товаров для рукоделия многих привлекали мастер-классы: да 4 дня выставки только в зоне мастер-классов прошло более 250 занятий, многие компании, например «Гамма» и «Гела», практически без перерывов вели мастер-классы у себя на стендах.
Не менее активной ожидается и осенняя выставка, уже сейчас заявки на участие подали более 500 экспонентов. На осенней выставке (29 сентября – 2 октября) будет продолжена тема традиций, но основной темой решили сделать кулинарию, так что готовьтесь, вышивайте котлеты, лепите тортики из полимерной глины и валяйте из войлока пельмени! Встретимся осенью, ну а пока – следите за информацией на нашем сайте и готовьтесь участвовать в конкурсах (стр. 7)!


униципальное казенное общеобразовательное учреждение
-461010436880 Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №5 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Областной конкурс-фестиваль детско-родительских проектов по истории семьи и семейным традициям«История моей семьи в истории родного края»
Номинация «Семейная традиция»
«Рукоделие»
Выполнил: Сушкова
Анастасия Владимировна,
15 лет
2013 г.
«Никакие годы не стирают страниц,
исписанных вместе»
Марк Леви
Каждая семья по-своему уникальна. В каждой есть свои устои, традиции, имеющие глубокие исторические корни, реликвии, передающиеся из поколения в поколение.
А что такое традиции? Я посмотрела в толковый словарь С.И. Ожегова и прочитала: «Традиции -это то, что перешло от одного поколения к другому». Есть ли в нашей семье традиции? Конечно!!! Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые объединены. Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба, то у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. В нашей семье, а она у нас большая: мама, папа, сестра и я, и, конечно же, многочисленные родственники – тоже есть свои семейные традиции. Только послушайте, и вы мне позавидуете!
Как появилась моя семья? Кто мои предки? Кем они были? Чем занимались? Эти вопросы меня всегда очень сильно интересовали. Я стала расспрашивать своих родителей, бабушек, дедушек о том, кто были их родители, дедушки и бабушки. Оказалось, что дело это трудное, кропотливое, но интересное.
Мои родственники были большими мастерами. В нашей семье очень почитается ручной труд. История семьи по маминой линии начинается так…
Проживали в хуторе Яруга Бутурлиновского района семья Якименко и семья Чикулиных. В семье Якименко было пятеро детей, а в семье Чикулиных четыре ребенка. Якименко Марина и Чикулин Алексей поженились. У них родились дети: Иван, Анна и Александр. Жили мирно и спокойно, пока не началась Великая Отечественная война. Чикулин Алексей в возрасте 36 лет попал на фронт, где пропал без вести, оставив жену с детьми в тяжелое время. Семья Чикулиных переехала в село Филиппенково Бутурлиновского района. Жили очень тяжело, голодали, но мать всеми силами находила средства прокормить детей. Главное место на селе во время Великой Отечественной войны занимали женщины. Пахота и сев, уборка урожая, уход за скотом, заготовка кормов в колхозе, помимо семейных обязанностей, легли на плечи женщин. Прапрабабушка Марина приобрела ткацкий станок. Она ткала ткань на заказ, тем самым зарабатывала на кусок хлеба. И детей своих очень красиво старалась одеть. Все вещи в семье были вышиты вручную красивыми узорами, которые она придумывала сама.
В этом селе проживала семья Сидоренко, у которых было пять детей. Вот их дети подрастали, и образовалась еще одна семья: муж Иван и жена Анна. Молодую семью война тоже не обошла стороной. Прадедушка был серьезно ранен и демобилизован по ранению в запас. За время службы на фронте получил награды, в том числе, орден «Красной звезды». Прабабушка попала на фронт в возрасте 17 лет в состав ополченцев. Была контужена, получила серьезное обморожение. После госпиталя была отправлена домой. Переехали они с мужем из села Филиппенково в совхоз Воробьевский, Воробьевского района. У семьи Сидоренко родилось пять деток: Таисия, Николай, Александр, Валентина, Сергей. В этой семье было одно общее увлечение – вязание, которому их научила прабабушка. Девочки с самого раннего возраста умели вязать. Зимними темными вечерами вся семья собиралась у лампы и предавалась своему любимому увлечению. Но, конечно, не обходилось без песен. Прабабушка Аня обладала таким удивительным голосом, что на ее песни сходились все соседи, а заодно и посмотреть на изделия, выполненные всей семьей. В то далекое время было трудно купить красивую пряжу, но они на это не жалели денег. Прадедушка Ваня вязал шикарные рукавицы и носки, которые приносили немалый доход семейному бюджету. Прабабушка очень красиво вышивала полотенца, рубашки, вязала от платков до свитеров. И до сих пор, в возрасте 89 лет вяжет. И в совхозе работала в лидерах. Бабушка имеет звание «Ветеран труда», всегда ее фотография находилась на Доске почета. Дети их подрастали.
И вот в совхоз Воробьевский из соседнего села приехал на работу Дремов Николай. Он развозил рабочих на поля, а моя бабушка Валя раздавала трактористам обеды. Там она с дедушкой и познакомилась. Образовалась еще одна ячейка общества - семья Дремовых. Родились у них две девочки: Оля и Лена. Бабушка вязала на своих деток очень красивые вещи от шапочек до пинеток, узоры она брала в журналах и придумывала сама. В свое занятие она втянула дедушку Колю. Дедушка Коля вышивает красивые картины, которые потом дарит родственникам и друзьям. Нами не раз было замечено, что дедушка спать не ляжет, если он вечером не займется рукоделием. Они вместе с бабушкой завоевывали награды на конкурсах в своем селе, неоднократно получали сувениры на память. Дедушка часто завоевывал первые места и приз зрительских симпатий.
Бабушка научила мою маму и тетю Олю вязать крючком и спицами, вышивать салфетки и скатерти. Моя мама научилась вязать в раннем возрасте. Первые работы примеряли ее куклы. Мамина сестра, тетя Оля, использует в работе разные техники: вяжет спицами, крючком, вилкой и т.д.
Существует много разновидностей рукоделия: макраме, плетение из бисера, обычное плетение, шитье, вязание спицами или крючком. Любое рукоделие нуждается во внимательности и терпении, а также - фантазии. Заниматься этим делом очень интересно, это помогает сделать разнообразной жизнь, или развлечь человека, который скучает. С помощью рукоделия вы можете сделать такую вещь, которой нет более ни у кого. Из бисера можно сделать ожерелье, игрушку, браслет. Бисером можно также красиво расшить какую-то вещь, например, кофточку, сумочку или пояс. Связав спицами, легко потешить каждого из своей семьи свитером, шапкой, или шарфиком. Следует только захотеть научиться вязать и быть очень терпеливым. Ведь, как говорят, тот, кто рукоделием занимается, никогда ни с кем не ругается. Наверное, на это совсем нет времени.
Я так же овладела этим ремеслом. Мне это мастерство очень нравится. Сейчас я хожу на кружок «Изонить». Я очень разносторонний человек, увлекаюсь разными видами творчества. Вместе с учительницей, Балакшиной Людмилой Максимовной, мы творим в стиле квиллинг и изонить. А какие красивые картины у меня получаются акварелью и маслом. Я считаю, что это тоже рукоделие, так как сделано моими руками. Ну, и конечно, мое самое главное увлечение, это занятие в хореографическом ансамбле «Калинка», где я занимаюсь народными танцами. Моя сестра Вероника тоже учится вышивать. Пока получается не очень хорошо, но всё впереди. Вот такие традиции в нашей семье.
Я очень счастлива, что родилась именно в такой семье, где взаимная любовь, уважение, где дружно работают и дружно отдыхают. Вот это и есть настоящая семья, настоящее счастье. Что может быть в жизни важнее семейного счастья, где счастливы дети и мама с папой?!
Когда я вырасту, у меня будет своя семья. Я думаю, что в свою семью я принесу лучшие традиции. Это важно, потому что такая семья воспитывает порядочных, добрых, жизнерадостных людей.
И я всем-всем хочу сказать: «Любите свою семью, берегите ее, дорожите родителями, умейте радоваться каждому дню, проведенному вместе!»
Знать историю своей семьи, соблюдать семейные традиции - это достойное занятие. Любовь к Родине начинается в семье: в отношении к старикам, родителям. И это замечательно, что мы помним имена своих бабушек, дедушек, чем занимались наши прабабушки и прадедушки. Это наша гордость. И закончить свой рассказ я хочу стихотворением:
Моя семья – моя обитель. Мой дом, мой замок, мой покой. Убереги, Господь Спаситель Ее от нечисти лихой. Убереги нас от соблазнов, И сохрани от бурь и бед. Спаси от зависти и сглаза. А, если нужно, дай совет. Моей семье я всем обязан. Не знаю, как благодарить, Тех, с кем душой и сердцем связан, И узелок не разрубить. В семье мы все как будто прутья, И в веник связаны тугой. Сплелись, да так, что не раскрутишь Опасны. На пути не стой. Пока мы вместе, друг за друга Нас поломать никак нельзя. В беде мы все стоим упруго. Мы клан, мы племя, мы семья.

Традиционные виды рукоделия

Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры.

Народное искусство охватывает многие виды творчества, это зодчество, музыка, фольклор, бытовое искусство, т.д. В формах каменных орудий первобытного человека, в простейших фигурах орнамента, проявляются зачатки творчества.

В народе всегда существовала потребность украшать свой быт, делать радостным труд и дополнять свою жизнь красотой. Наиболее искусно украшали праздничные вещи. Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки, выдумки и новшества народных мастеров.

Многие изделия народного творчества производились в организованных центрах художественного ремесла, возникавших вблизи источников сырья. Народное искусство развивается в произведениях современного народного искусства. На основе старых традиций во многих районах страны в 20-30-е годы XX в. возродились или возникли вновь центры народного ремесла.

1. ВЫШИВКА

Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения, и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл "оберегов”. Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохранят от разных неприятностей и принесут в дом счастье. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства. Оформленные вышивкой декоративные занавеси, панно, салфетки органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта.

2. ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ

Вязание крючком – один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки, о чем до сих пор напоминает название тунисского способа, то есть вязания длинным крючком. В XIII – XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское (об этом говорят археологические находки инструмента для плетения и вязания, датируемые XIV – XVIII вв.); несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России. Существует и другая концепция относительно самостоятельного возникновения вязания в разных регионах, толчком к которому послужило развитое мастерство плетения сетей.

3.ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ

Вязание на спицах – создание полотна из переплетенных петель – изобрели мужчины.

Первые сведения о вязаных изделиях, сохранились на восточных фресках, относящихся к в. до н. э. Затем, как упоминают историки, вязание было известно в Древней Греции во времена создания «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Но эти сведения не подкреплены никакими находками вязаных изделий. Самые старые вязаные изделия были найдены в Перу.

4.БИСЕР

Бисер – история бус увлекательна, как роман, полный тайн и неожиданных поворотов.

У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников. Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. После изобретения стекла в IV в. до н. э. яркие бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих.

5.МАКРАМЕ

Макраме – это искусство плетения узлами. Узлы мы завязываем ежедневно и делаем это почти механически: завязываем бант из ленты, шнурки на ботинках, галстук, шарф. Ни в одном из рукоделий не используется такое разнообразие материалов, как в макраме. Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме (узелковое плетение) –одно из древнейших. Истоки его лежат в Древнем Китае и Японии, но были известны в других частя света. Для некоторых древних народов узелковое плетение служило средством накопления и передачи информации. Так, у древних инков существовала развитая система своеобразной

«узелковой письменности». Расшифровать «узелковое письмо» можно было по форме, размеру, цвету и по взаимному сочетанию узлов. Основой макраме является плетение, завязывание узелков. Началось это, когда человеку впервые потребовалось соединить две нити. Постепенно усложняясь, техника макраме приобрела декоративное значение. Слово «макраме» арабского происхождения и означает «бахрома». Этот термин употребляется для всех видов работ, связанных с завязыванием узлов и плетением нити. Однако, более древними являются арабское слово «миграмах», означающее платок или шаль, и турецкое слово «макрама» - нарядный платок или шаль с бахромой. В Европе слово «макраме» в значении узелкового плетения впервые начали употреблять в XIX веке. Предполагают, что в Европу искусство узелкового плетения в VIII-IX веке с Востока. Одним из посредников его проникновения в страны Европы был парусный флот. Макраме периодически забывалось, затем возрождалось заново, техника его постоянно усложнялась, переходила другие виды творчества человека. Большого расцвета достигло узелковое плетение в Италии и ряде других стран Европы в эпоху Ренессанса. Плетёным кружевом украшали одежду, интерьер. Плетёные изделия стали появляться на живописных полотнах. Одним из первых художников, изобразивших плетёные изделие, был Сандро Боттичелли. Голову одного из персонажей на его картине «Поклонение волхвов» украшает шапочка, выполненная в технике макраме. Сегодня во многих музеях можно увидеть сохранившиеся от тех времен плетеные изделия, поражающие своей оригинальностью и изысканностью. В России макраме стали увлекаться значительно позднее, чем в Западной Европе. Большой размах это рукоделии получило в России в конце XIX-начале XX столетия. Наряду с изящными сумочками, кошельками, поясами русские мастерицы плели и более сложные изделия утилитарного назначения: скатерти, салфетки, газетницы, шали, занавеси с бахромой и кистями. Большой популярностью пользовались плетенные воротники. В последние годы искусство макраме переживает свое очередное возрождение. Несмотря на древность оно не утратило своей привлекательности в наши дни. Современный интерьер, сложившийся во многом из стандартных вещей, потребовал поиск новых оригинальных решений в убранстве дома. На помощь пришло старое искусство макраме. Панно, коврики, скатерти, кашпо, абажуры выполненные в этой необычной технике из массивных шнуров, веревок, пеньки, хлопчатобумажных, льняных и синтетических нитей, придают современному интерьеру особый уют и оригинальность.

6.ПЭЧВОРК

Пэчворк – работа, выполняемая из лоскутков, которые определяют узор и колорит изделия. Если верхнюю деталь, сшитую из лоскутков, соединить стежками с промежуточным слоем и нижней деталью в единое целое, то полученное изделие называется квилтом. Сочетая пэчворк и квилтинг, получается нечто новое. Так как современное представление о лоскутном шитье пришло через иностранные журналы и книги, то английские названия «patchwork» (лоскутное шитье) и «quilt» (стежка) стали широко использовать в России. Многие даже считают, лоскутного творчества у нас никогда не было – все пришло из-за рубежа. На Руси широкое распространение такое занятие получило во второй половине прошлого столетия. В это время во многих городах нашей страны наладилось производство разнообразнейших тканей.





Добрый день!

Сегодня мы встречаемся впервые в новом году, и как вы уже знаете темой 2013 года в нашем блоге, являются страны. В этом месяце у нас Россия, и соответственно, я расскажу вам о традиционных русских видах рукоделия. Что же мы можем сюда отнести? Вышивка, вологодское кружево, оренбургский пуховый платок и тканый павлопосадский платок, искусство росписи: Хохломская, Урало-Сибирская, Палехская лаковая миниатюра (шкатулки, посуда), Жостовская роспись. Знаменитая Гжель. Есть еще вятская (дымковская) глиняная игрушка, Богородская деревянная игрушка, волжская домовая резьба, грязовецкая резьба по дереву.

Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.
Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.
Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».
До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.
Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.
Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер». Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.


Хохлома

Жил когда – то в нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду.Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет’ золотой ‘посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…
Хохлома – это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента. И сегодня в Хохломе работают потомственные мастера, виртуозно владеющие приемами свободного исполнения растительного орнамента кистью от руки.
В каком бы уголке мира, на какой бы выставке ни появились хохломские изделия, они всегда привлекают к себе всеобщее внимание: ими не только любуются ценители искусства, их внимательно изучают художники-профессионалы, исследователи народного декоративного искусства. Для любителей же русского народного творчества хохлома - это один из символов национального своеобразия русской культуры, радостное солнечное искусство, несущее людям ощущение света и тепла.
Хохлома — это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Оренбургский пуховый платок

В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок!

Оренбургские пуховые платки не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер — 210 х 210 сантиметров, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо.
Пуховые платки работы оренбургских пуховязальщиц такие же ценные и самобытные образцы народного художественного творчества, как и всемирно известные вологодские кружева.
Пуховязальный промысел в России возник очень давно: примерно двести лет назад. Появившись первоначально в Оренбургском крае, он затем получил распространение в Пензенской губернии.
Оренбургский пуховязальный промысел возник на базе козоводства. Население Оренбуржья им занималось давно, но до шестидесятых годов XVIII века коз разводили прежде всего для получения молока, мяса и кожи.
Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков
Можно с полным основанием считать временем зарождения в Оренбуржье пуховязального промысла вторую половину XVIII века. При этом необходимо иметь в виду, что речь идет о зарождении именно промысла, а не пуховязального рукоделия, о существовании которого оренбургские женщины знали раньше. Деятельность Рычковых содействовала широкому распространению пуховязального дела в губернии, превращению его из занятия одиночек в хорошо развитый промысел, официально зарегистрированный в списках крестьянских кустарных промыслов.
Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.


Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником "свистопляской", имеющим языческие корни и посвященном солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками.
Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 в. В середине 19 в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. Возрождение промысла связано с именами - А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле.
Для производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.
Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Организация артели и мастерской Стараниями А. И. Деньшина в 1933 при Вятской фабрике гипсовых изделий была организована артель "Вятская игрушка", где сначала работали лишь несколько мастериц: А. А. Мезрина, О. И. Коновалова, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, а возглавил ее сам Деньшин. С этого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой участницей всех выставок и фестивалей народного искусства. А. И. Мезриной в 1934 было присвоено звание Герой Труда. За годы существования промысла ассортимент игрушек постоянно обогащается. Сегодня большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни: гуляния, катания на лодках, карусели, ярмарки. В 1948 в Вятке открыта игрушечная мастерская Художественного фонда. Дымковские мастерицы: Е. И. Косс-Деньшина, З. В. Пенкина, Л. С. Фалалеева, Н. П. Трухина и другие, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

Резьба по дереву

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.
В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV-XVI века.
Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.
Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.
Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Гжель

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская(…), которой нигде не видал я белизною превосходнее».
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности «Гжель». Выросший при станции посёлок городского типа также называется «Гжель». Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых: посёлок «Известкового завода» или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого Известкового завода) и «Посёлок Кирпичного завода» или «Труженик».

Статью для вас подготовила журналист рубрики «Энциклопедия рукоделия».
С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena!