Портфолио для детского сада мои увлечения образец. Портфолио дошкольника. Образец. Памятка для педагогов по ведению портфолио

Структура портфолио дошкольника 4-7 лет в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Рекомендации по составлению.

Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!
Портфолио ребенка 4-7 лет - это своеобразная копилка успехов вашего малыша по основным направлениям его развития.
Критерии переработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к обязательным общеобразовательным программам для дошкольных учреждений.
Ведение портфолио поможет вам установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, и вы сможете своевременно отмечать успехи малыша, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:
- социально-личностное развитие,
- познавательно-речевое развитие,
- физическое развитие,
- художественно-эстетическое развитие.
Вы поможете ребенку формировать инструмент самопознания "Какой Я", приобретете опыт, который пригодится вам в дальнейшем.
Портфолио пригодится родителям и педагогам, а самое главное - самим малышам!
В портфолио вы можете вложить лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребенка, его растущие навыки.

Каким будет портфолио?

Детское портфолио непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».
Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.
Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Титульный лист

Титульный лист для детского портфолио - это практически то же, что красивый костюм на праздник. Это своеобразное лицо всей работы. Взяв в руки папку и посмотрев на титульный лист, у воспитателей или ваших друзей уже складывается первое мнение не только о малыше, но порой и обо всей семье, которая принимала участие в оформлении портфолио.
Не стоит титульный лист портфолио для детского сада перегружать информацией. Для нее найдется множество интересных страниц внутри, где все можно будет расписать красочно и содержательно. А вот взглянув на работу даже мельком, зритель должен почерпнуть информацию о том, кто хозяин такой увесистой, роскошной папки, сколько ему лет и где он проживает или учится. Конечно, приятно, если рядом с данными лаконичными сведениями будет размещаться фото самого обладателя детского портфолио.
Оформить первый лист многие предпочитают на компьютере, хотя ребенку хочется внести и свою частичку в создание этого документа. Разве может испортить титульный лист маленькое солнышко, которое будет нарисовано с большим старанием и любовью? Позвольте ему тоже принять участие в творческом процессе, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу. – Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию) – Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева) – Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях) – Где я живу (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях) – Мой детский сад (рассказать в какой детский сад и группу ходит ребенок)

Раздел 2 – «Мои любимые занятия и игры»

Чем мы занимаемся с мамой (бабушкой, в детском саду, в кружке и т.д.)

Мои любимые игры дома и в детском саду (можно рассказать о играх, которым отдает предпочтение ребенок: кубики, мозаика, детское домино и пр.):

Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку) – Я люблю заниматься (перечислить занятия, которые нравятся ребенку: читать, рисовать, лепить, танцевать и пр.) – Мои прогулки (занятия и игры на свежем воздухе)

Раздел 2 – «Мои праздники»
В этот раздел можно включить фотографии с проведенных дней рождений, фотографии праздников в детском саду: 8 марта, Новый год и пр.

4-ый День рождения - 5-ый День рождения - 6-ой День рождения

Раздел 4 – «Я расту» Этот раздел может включать рубрики:

«Динамика физического развития»
В данном разделе отражаются данные антропометрических измерений. Их можно оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание ступни.
Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения.

1. Показатели физического развития

4 года

5 лет

6 лет

Рост, см

Вес, кг

2. Моя ладошка (на этой странице можно обвести ладошку ребенка в день его рождения и смотреть каждый год как она выросла)

«Динамика общего развития»
(социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие).

Устами младенца (интересные слова, фразы, высказывания малыша) – Я знаю буквы – Я читаю в 4, 5 лет – Я умею считать в 4, 5 лет – Моя любимая песенка – Мое любимое стихотворение – Я играю на музыкальных инструментах – Я танцую – Мир вокруг меня – Мир внутри меня

«Творческое развитие»

(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)

Рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.) - лепка (пластилин, глина, скульптурная масса) - аппликация
- конструирование - фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках) - театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)

«Мои рекорды»

Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много получают дети в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями.
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке. Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр. Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 5 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии. - Мои путешествия - Мои открытия

Мои экскурсии - Впечатления о посещении театров, выставок

Раздел 5– «Отзывы и пожелания»

(в произвольной форме) – Воспитателей – Родителей – Педагогов дополнительного образования Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем, как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио

1. Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.

2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ребенка которому принадлежит портфолио.

7. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ребенка, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

Все имеет свой финал, в том числе и самая запоминающаяся часть жизни - детство. Основная часть детей нашей страны посещает детский сад и большую часть времени проводит там. Чтобы оставить память об этом периоде жизни ребенка, создаются детские портфолио для детского сада.

Детские портфолио

Сейчас уже не просто модно, но стало необходимостью предъявлять детские портфолио при поступлении в группу детского сада. Портфолио малыша 3-5 лет является своеобразной копилкой деятельности малыша по главным направлениям развития. Критерии направлений переработаны в соответствии с федеральными требованиями к обязательным программам развития детей в дошкольных учреждениях. Они представлены в общеобразовательных программах "От рождения до школы" и "Истоки".

Детские портфолио для детского садапризваны помочь родителям установить более близкие и доверительные отношения с ребенком, проводить вместе свободное время, своевременно отметить успехи малыша, поддержать интерес к деятельности по направлениям развития:

  • социально-личностного;
  • познавательно-речевого;
  • физического;
  • художественно-эстетического.

Ведением портфолио родители помогут сформировать самопознание ребенка, то есть ответить на вопрос "Какой я?", а также приобрести опыт, который пригодится в будущем. Детские портфолио для детского сада могут быть полезны не только родителям и самим детям, но и педагогам, гувернерам.

Каким ты был маленьким

В детстве ребенок погружен в мир фантазий и грез, и он еще плохо ориентируется, где реальность, а где вымысел. Поэтому оформление этого документа часто бывает в ярких, красочных тонах. В идеале портфолио для малыша будет самой любимой книжкой с картинками и предметом его гордости.

Необходимо объяснить ему, что эту волшебную книжку вы будете собирать вместе, и для чего это нужно. Не опасайтесь, думая, что ребенок не поймет или ему быстро наскучит. Уже все малыши трехлетнего возраста любят яркие книжки, а книжка о себе - самая увлекательная. Она с удовольствием примет творческие работы, к удивительным фантазиям отнесется с особым вниманием, а через какое-то время с любовью поможет напомнить о том, каким ты был, малыш.

Ребенок в дошкольном возрасте активно познает окружающий мир, быстро развивается и растет, занимается творчеством, поэтому детские портфолио для детского сада содержат фотографии, отражающие деятельность малыша, рисунки, фото поделок, а также в нем найдется место и для фотографий друзей и воспитателей, всех тех, кто принимает активное участие в жизни ребенка.

Оформление

Титульный лист - это своеобразное лицо всего портфолио. Взяв его в руки и окинув взглядом, можно сформировать первое мнение о ребенке и его семье. Титульный лист не нужно переполнять информацией, для этого найдется множество страниц внутри папки, поэтому указывается только информация о владельце: кто таков, сколько лет, где проживает или учится, желательно разместить фото. Портфолио детского сада готовое,заполненное, включает титульный лист и шесть разделов, которые описаны ниже.

Раздел первый: «Мой мир»

Здесь помещается любая информация, которая является важной и интересной для ребенка.

  • Имя. Рассказывается о значении имени, почему решено было родителями именно так назвать, можно также пояснить фамилию, если она редкая, сюда также может входить значение характера по гороскопу.
  • Имя при крещении. Часто дают второе имя, которое соответствует вероисповеданию, если его крестили.
  • Семья. Здесь ребенок рассказывает об именах членов своей семьи или рисует родовое дерево.
  • Друзья. Размещаются фотографии друзей, дается информация о них.
  • Место проживания. Дается информация о родном городе, в фотографиях и описаниях можно рассказать о его интересных местах.
  • Детский сад. Информация о детском саде и группе.

Раздел второй: «Любимые занятия и игры»

Портфолио детского сада готовое, заполненное, во втором разделе описывает занятия и игры малыша:

  • Занятия с мамой, бабушкой или в детском саду, кружке и т. п.
  • Рассказ о любимых играх в саду и дома (кубики, детское домино, мозаика и проч.).
  • Любимые занятия по системам Зайцева, Никитиных, Монтессори, Домана (пример нескольких занятий).
  • Любимые книги (перечень названий и авторов).
  • Любимые занятия (перечень, например, танцевать, рисовать, читать и проч.).
  • Прогулки (игры и занятия на свежем воздухе).

Раздел третий: «Праздники»

В этот раздел могут входить фото с дней рождений, праздников, проводимых в детском саду, например, Новый год, Мамин день и др.

Раздел четвертый: «Рост»

Портфолио для детского сада (шаблоны) может иметь следующие рубрики:

«Физическое развитие» - помещаются сведения антропометрических измерений. Они оформляются в виде интересных диаграмм, графиков, таблиц или рисунков. Здесь можно поместить не только данные о росте и весе ребенка, но и в день рождения обвести контур ладошки и ступни и каждый год смотреть, как они выросли.

«Общее развитие» - социально-личностное, познавательно-речевое.

  • Устами младенца. Записывать интересные слова, высказывания ребенка.
  • Выученные буквы.
  • Как ребенок читает в три, четыре и пять лет.
  • Как считает в три, четыре, пять лет.
  • Любимая песня.
  • Любимое стихотворение.
  • Игра на музыкальных инструментах.
  • Танец.
  • Мир вокруг ребенка.
  • Мир внутри ребенка.

Портфолио детских садов включает рубрику «Творческое развитие» - здесь помещаются рисунки, фото творческих работ и участия в постановках театра детского клуба или садика.

  • Рисунки в разных жанрах и разными средствами (акварель, пастель, гуашь, мелки и проч.).
  • Лепка из разных материалов, например, глины, пластилина, скульптурной массы.
  • Аппликация.
  • Конструирование.
  • Фото поделок из природных материалов, бумаги, картона и др. фото участия в выставках.
  • Театральные спектакли с перечислением ролей и приложением фотографий.

«Рекорды» - эта рубрика наполняется грамотами, дипломами, полученными в детском саду. Для поощрения стараний и для стимула можно и дома устроить награждение за участие в конкурсах и играх с друзьями. Все содержимое этой рубрики располагается в хронологическом порядке. Далее, размещаются данные об участии в спортивных мероприятиях, праздниках, соревнованиях и пр. На базе этих материалов формируется личный рейтинг результатов, достижений, необходимых для изучения динамики результатов обучения.

Раздел пятый: «Впечатления»

В этом разделе портфолио для детского сада (шаблоны зачастую содержат и эту информацию) могут включать сведения о посещении театров, музеев, экскурсии, походов, а также описание впечатлений ребенка о них.

  • Путешествия.
  • Открытия.
  • Экскурсии.
  • Впечатления о посещении выставок.

Раздел шестой: «Отзывы и пожелания»

В произвольной форме оформляются отзывы воспитателей, родителей, педагогов по дополнительному образованию. Самооценка ребенка повышается за счет отмеченных педагогом стараний. Здесь пишутся отзывы, пожелания, рекомендации педагогов, а также родителей по итогам учебного года и участия в организованном мероприятии.

Портфолио для воспитателей детских садов

Для чего необходимо воспитателю портфолио? Его предназначением является повышение самооценки и стимулирование профессионального роста воспитателя детского образовательного учреждения. А также оценка квалификационного уровня и качества деятельности как профессионала (для аттестации, определения размера стимулирующих и поощрительных выплат).

Структура портфолио воспитателя детского сада включает разделы:

  • «Введение», где воспитатель сообщает данные о профессиональном статусе, образовании, стаже работы, личные данные. (Для формирования этих сведений воспитатель просит помощи у руководителя ДОУ.)
  • «Портрет» состоит из эссе «Я и моя профессия». В нем воспитатель в свободной форме отражает аспекты: почему выбрал профессию, рассказывает о качествах, которые нужны для успешной деятельности, описывает этапы становления в профессии, интересы личные и профессиональные, перспективы и достижения, излагает кредо педагогики, анализирует профессиональную компетентность, обозначает темы инновационной деятельности, отражает творческие достижения.
  • «Папка достижений в профессии» - этот раздел портфолио для воспитателей детских садов несет информацию о следующих материалах: планах, докладах, публикациях, содержит описание опыта работы, перечень разработанных пособий, видеозаписи разных форм работы с воспитанниками, коллегами, родителями, отзывах родителей и др.

  • «Папка достижений воспитанников» также входит в портфолио воспитателя детского сада. Она содержит сертификаты об участии ребят в различных мероприятиях, данные диагностики, продукты творчества детей. Материалы этого раздела свидетельствуют о профессиональной компетентности воспитателя.
  • Заполненное портфолио воспитателя детскогосада включает раздел «Папка документов». Она содержит сертификаты об участии в творческих и профессиональных конкурсах, содержит документы о прохождении курсов повышения квалификации, дополнительном профессиональном образовании и др. Материалы этого раздела свидетельствуют об официальном статусе воспитателя.
  • «Папка экспертных оценок». В ней содержатся благодарственные письма, патенты, рецензии, отзывы и т. д. Эти документы являются формами оценки деятельности воспитателя и стимулируют его дальнейший рост.

Федеральные программы дошкольного образования («От рождения до школы», «Истоки») в качестве приоритетного направления рассматривают индивидуальное развитие ребенка, учитывая его интеллектуальные, физические и эмоциональные особенности.

Эффективной составляющей программы индивидуального развития является дошкольное портфолио для детей детского сада . Это альбом о достижениях малыша, который содержит материалы, отражающие его успехи в разных видах деятельности, таланты, впечатления.

В соответствии с новыми стандартами образования, портфолио воспитанника детского сада – важный элемент в системе оценивания. «Папку личных достижений» попросят принести при зачислении в школу. На основании представленных материалов учитель составит предварительное мнение о новом ученике, выстроит траекторию его последующего развития и подготовит психологическую базу для обучения в детском коллективе.

Цель, задачи и принципы создания дошкольного портфолио для детей детского сада

По формату и содержанию портфолио могут различаться. Непременное условие – максимально

раскрыть индивидуальные качества и потенциал ребенка, продемонстрировать его сильные стороны, проследить динамику и зафиксировать достижения.

В работе над папкой достижений полезно использовать следующий алгоритм действий:

  1. Определить цель.
  2. Выбрать вид портфолио.
  3. Определить временной период для сбора информации.
  4. Разработать структуру – количество и тематику рубрик.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Заполнение портфолио для детского сада – увлекательный творческий процесс, который сближает всех соавторов: ребенка, родителей, педагогов.

Формируя альбом-портфолио, необходимо обозначить его основные функции:

  • диагностика – отражение интеллектуального и физического роста;
  • целеопределение – цель и предмет обучения;
  • мотивация – поощрение достигнутых результатов;
  • содержательность – комплекс выполняемых работ;
  • социообразование – формирование и развитие отношений взрослых и детей в процессе совместной деятельности;
  • развитие – отражение непрерывности и прогресса обучения.

Выбирая образец портфолио для детского сада, прежде всего, следует определить его задачи. Возможно, это будет альбом, демонстрирующий успехи ребенка в конкретном направлении – в музыке, спорте, хореографии, рисовании. Или же – информация, отражающая общее развитие за выбранный отрезок времени, например, с рождения до поступления в школу. Портфолио может быть тематическим: «Мы – спортивная семья», «Отдых на море» и другие темы.

Определив направленность будущего отчета о достижениях, приступают к его формированию и художественному оформлению. Удобно воспользоваться для заполнения примером или готовым портфолио для детского сада в качестве шаблона.

Скачать портфолио для детского сада для заполнения
Скачать архив.rar

Работа над созданием альбома достижений ведется по принципам:

  • добровольности – родители и дети сами принимают решение, какие материалы следует использовать;
  • обязательное участие ребенка – в отборе материалов и оформлении;
  • недопустимость соревновательного момента – только акцент на индивидуальности ребенка;
  • систематичность – обновления и дополнения к контенту.

Строгие требования и нормативы к оформлению дошкольного портфолио не предусмотрены, главное, чтобы оно понравилось главному герою – самому ребенку.

Дети с увлечением участвуют в создании своей первой в жизни «визитки» – выбирают иллюстрации и приклеивают их. Родители должны помогать малышу, но не выполнять все за него. Задача взрослых – правильно организовать процесс, порекомендовать лучшие материалы, предложить ребенку ответить на вопросы, соответствующие рубрикам («Мои увлечения», «Моя семья», «Я умею»). Ответы непременно должны быть записаны родителями на страницах портфолио разборчивым текстом или печатными буквами – научившись грамоте, малыш сам сможет прочесть свои комментарии.

Педагоги и психологи ДОУ принимают непосредственное участие в создании портфолио своих воспитанников – консультируют родителей, предоставляют материалы своих профессиональных наблюдений и работы, выполненные детьми на творческих занятиях в саду.

  • систематическое взаимодействие с родителями;
  • рубрики не нумеруются – располагаются в произвольном порядке;
  • страницы красочно оформляются;
  • все результаты и события датируются, чтобы отследить впоследствии их динамику;
  • детям разъясняются принципы самооценки;
  • портфолио не используется для сравнивания детей между собой;
  • публичный просмотр папки допускается только с согласия ребенка – автора портфолио.

Технология «Портфолио», по сути, является формой образовательной деятельности, предусматривающей постоянное взаимодействие между главными участниками образовательного процесса – дошкольниками, воспитателями, родителями.

Содержание и основные разделы детского портфолио в ДОУ

Портфолио воспитанника ДОУ имеет определенную структуру – состоит из тематических рубрик. Количество и наполнение рубрик-страничек могут отличаться в разных детских учреждениях, в группах и у отдельных воспитанников. Взрослые и юные соавторы предлагают эксклюзивные разделы и элементы оформления на основе индивидуальных проявлений ребенка или важных событий.

Авторы-методисты предлагают различные вариации оформления и тем для портфолио для детского сада, содержания рубрик. Одни отдают приоритет наблюдениям родителей и их роли в создании папки достижений. Другие акцентируют на важности профессиональной диагностики, позволяющей объективно отслеживать динамику развития воспитанников ДОУ – результатов мониторинга физического и образовательного уровня, формирования общественных и трудовых навыков, с отражением в диагностических выкладках, помещенных на тематических страницах портфолио.

Широко используются версии, в которых разделы заполняются поступательно – соответственно каждому новому успеху дошкольника.

Предлагаются следующие страницы для портфолио для детского сада:

  1. «Давайте знакомиться» – фото и персональные данные ребенка, название группы, рассказ от имени малыша о том, что он любит.
  2. «Как я расту» – художественно оформленная страничка с антропометрическими данными.
  3. «Рассказы о ребенке» – интересные истории, рассказанные родителями.
  4. «Мои мечты» – высказывания ребенка на предложенные темы.
  5. «Я умею» – образцы творчества малыша.
  6. «Мои успехи» – награды, призы.

Можно использовать образец портфолио для детского сада, интересного, прежде всего, для родителей. Заполняется папка дома и в саду, может использоваться в качестве яркой мини-презентации на мероприятиях. Автор включил в содержание альбома рубрики:

  • с краткими рассказами о семье;
  • фотоотчетами о домашних обязанностях малыша;
  • отчеты о познавательных экскурсиях и прогулках.

В других вариациях в готовое портфолио для детского сада включаются разделы с информацией:

  • от родителей – сведения и достижения в кругу семьи;
  • от педагогов – профессиональные наблюдения воспитателей;
  • от ребенка – рассказы о себе, творческие работы, награды.

Интересны версии, в которых уделяется внимание социальным аспектам развития ребенка – в состав портфолио включают рассказы одногруппников и воспитателей о малыше, оценку его участия в общественно-познавательных мероприятиях, результаты тестирования на самооценку, опрос родителей. И обязательно – благодарности за успехи в учебе и творчестве, за позитивные поступки, за внимательность и доброту к окружающим.

Оформление портфолио дошкольника

Портфолио создается в форме папки, альбома, картотеки или электронного документа. Его дизайн должен быть привлекателен, прежде всего, для самого юного автора. Страницы следует оформлять так, чтобы дошколенок, еще не научившийся читать, мог понимать, о чем они рассказывают. Поэтому обязательно нужно использовать яркие понятные иллюстрации.

Скачать страницы для портфолио для детского сада
Скачать архив.rar

Титульный лист для портфолио детского сада формирует первое впечатление о ребенке и его семье. Эту страницу не рекомендуется перегружать информацией – указываются только персональные сведение и его фото.

Шаблоны портфолио для детского сада

Скачать шаблон портфолио для воспитателя детского сада
Скачать архив.zip

Формат портфолио:

  • электронный – наиболее интересный вариант для воспитанников старших и подготовительных групп;
  • раскраска – понятная форма для самых маленьких, они сами раскрашивают странички, клеят изображения;
  • печатное портфолио – в виде готовых отпечатанных папок, которые заполняются личным контентом.

В любом из форматов важен правильный выбор темы для портфолио для детского сада – стиля художественного оформления. Он должен увлекать ребенка. Это могут быть фрагменты из диснеевских мультиков, тема любимых игрушек или животных, сюжеты популярных электронных игр или природные пейзажи – то, что больше всего нравится ребенку.

Скачать образец детского портфолио для детского сада
Скачать архив.rar

Оценка и презентация портфолио для детского сада

Презентацию личного портфолио можно приурочить ко дню рождения ребенка или к празднику выпускников детсада. Дети с радостью продемонстрируют собственные успехи своим друзьям, педагогам и родителям.

Оценка портфолио в детском саду – процедура необязательная, поскольку это не предусмотрено программой дошкольного обучения. Но многие педагоги считают, что оценивание, все же, следует проводить в концепции выполнения поставленных целей и задач, в рамках анализа педагогической деятельности. С обязательным выполнением условия – результаты должны быть доступны исключительно педагогам.

Содержимое

Не секрет, что сегодня педагоги настоятельно рекомендуют родителям, как можно раньше начинать вести портфолио ребенка. И хотя, порой, создание своеобразной летописи развития малыша кажется излишним и надуманным, но пользы от этого документа гораздо больше, чем хлопот. Именно поэтому портфолио стало практически обязательным при поступлении ребенка в дошкольное детское учреждение, а запрашивают его, начиная с трехлетнего возраста.

Если же подойти творчески, то обязательный документ станет копилкой успехов малыша, летописью его достижений и побед по всем направлениям развития личности маленького человека.

Назначение портфолио для детского сада

Заинтересованные в более близком общении с ребенком родители используют для этого процесс сбора портфолио. Действительно, это рождает общие интересы, взрослые вокруг малыша начинают чаще замечать его достижения и акцентировать на них внимание, а значит, семья проводит больше времени вместе, занимаясь одним важным делом.

В портфолио находят отражение разные грани развития малыша:

  • социально-личностная;
  • познавательно-речевая;
  • физическая;
  • художественно-эстетическая.

Совместное создание портфолио поможет ребенку освоить такой важный инструмент самопознания, как «Какой Я?», что позволит маленькому человеку проще понимать себя и определять свое место в мире. А что может быть важнее в будущей жизни?

Польза портфолио для педагогов, которым предстоит общаться с ребенком, неоспорима. Но более всех в этом документе нуждается сам малыш.

Портфолио пополняется лучшими детскими рисунками и фотографиями других поделок, наблюдениями, как ребенок взрослеет, какие слова и понятия осваивает, как прирастают его навыки и умения.

Каким будет портфолио?

Так как разговор идет о портфолио ребенка, то не может и речи о скучном формальном подходе к документу. Летопись роста малыша должна быть увлекательной и яркой, ведь она создается не для галочки или педагогов, неординарной книге предстоит стать гордость ее героя - самого ребенка. И будет правильно, если собирать эту летопись родители начнут вместе с ребенком, объяснив малышу, зачем эта книга создается, и что в нее будет входить.

И не стоит думать, что трехлетний малыш не поймет замысла. Уже в этом возрасте дети неравнодушны к ярким картинкам, а если это будут его картинки, то интерес долго не ослабеет. А спустя время, немного подросший человек может поразиться с тем, каким он был еще недавно, и сравнить сегодняшние и вчерашние умения.

Титульный лист

Самый первый, титульный лист ребячьего можно сравнить с той одежкой, по которой, согласно поговорке, встречают. Это лицо всеобъемлющей работы, позволяющее создать первое впечатление о ребенке и о его семье, принимавшей деятельное участие в сотворении книги о маленьком герое.

Однако, как бы ни был важен титульный лист, перегружать его сведениями не стоит. Для всего, о чем хочется поведать, предназначено еще много страниц внутри книги. На титул же выносится самое главное - кто владелец этого портфолио, каков его возраст и где герой учится и проживает. Совсем не лишней будет и фотография самого ребенка. И если текстовую часть титульного листа многие родители предпочитают сделать при помощи компьютерной техники, то художественное оформление можно сделать вместе с ребенком, которому будет приятно внести свой вклад в создании первой страницы собственной книги.

Раздел №1. «Мой большой мир»

Этот раздел иногда называют еще и «Портретом», и здесь размещается вся самая важная для ребенка информация. Можно предложить, например, такой перечень:


Раздел №2. «Мои игры и занятия»


Раздел №3. «Мои праздники»

Данный раздел целиком посвящен праздникам, которые прошли за прошедший период времени. Это могут быть тематические утренники в детском саду или домашние торжества, непосредственно касающиеся жизни ребенка. Например, Новый год, Женский день, Рождество или дни рождения, праздник осени или день Единства.

Раздел №4. «Я расту»

В этом разделе могут быть включены рубрики, дающие представление о разных гранях развития малыша.

Динамика физического развития

Здесь вносятся антропометрические данные, дающие возможность отслеживать изменение роста, веса и других показателей. Оформление может быть различным. Для наглядности можно использовать графики или диаграммы, не возбраняется прикрепление рисунков и сравнительных таблиц. Детям нравится, когда одним из показателей из роста становится контур ладошки и ступни в разном возрасте.

Сюда же прикрепляются и фотографии малыша в разном возрасте.

  1. Антропометрические показатели;
  2. Моя ладошка. Контур обводится каждый год. Удобнее это сделать в день рождения малыша, чтобы была видна динамика роста.

Динамика общего развития


Творческое развитие ребенка

  • Рисунки в разных техниках и жанрах;
  • Малая скульптура из пластики, теста, пластилина или глины;
  • Аппликация и мозаика;
  • Результаты конструирования;
  • Фотографии поделок из различных материалов;
  • Участие в постановках, с приложением фотографий и указанием роли.

Мои рекорды

В этой рубрике отводится место всем достижениям ребенка, выразившимся в почетных грамотах, дипломах и похвальных листах, которые ребенок получает в детском учреждении, на выставках, в клубе или после участия в соревнованиях или конкурсах. Это послужит хорошим стимулом к достижению высоких результатов, чем бы малыш ни занимался, научит прикладывать усилия и даст повод гордиться достигнутыми результатами.

Материалы располагаются в последовательном хронологическом порядке, что дает, взявшему в руки книгу, наглядно отслеживать динамику развития малыша и отмечать стремления ребенка по мере роста.

Раздел №5. «Мои заметки и впечатления»

Здесь место всем впечатлениям, полученным малышом после посещений театральных представлений, выставок, походов и киносеансов.

  • Мои путешествия и походы.
  • Мои незабываемые открытия.
  • Мои удивительные экскурсии.
  • Мои впечатления о спектаклях и выставках.

Раздел №6. «Отзывы и пожелания»

Здесь в свободной форме записываются пожелания и отзывы взрослых, общающихся с ребенком:

  • Воспитателей в детском учреждении;
  • Родителей;
  • Педагогов из учреждений дополнительного образования, посещаемых малышом.

Эти записи должны повысить самооценку малыша, ведь высказанная взрослыми похвала и высокая оценка достижений позволит не только гордиться уже полученными результатами, но и стремиться к новым высотам. А причиной для отзыва может послужить и день рождения малыша, и выпуск из очередной группы, и любое проводимое мероприятие.

Памятка по ведению детского портфолио

Памятка предназначена педагогам и воспитателям детского учреждения.

  • Заполнять разделы портфолио могут и должны не только педагоги, но и родители ребенка.
  • Разделы детской летописи не нумеруются, да и располагать их можно в свободном порядке.
  • Работы ребенка и достижения обязательно датируются, что поможет отслеживать динамику и сравнивать созданное ребенком ранее с тем, что создано сегодня.
  • Категорически запрещено использовать данные портфолио для сравнения одного ребенка с другим!
  • Документ должен быть оформлен аккуратно и творчески, чтобы ребенок мог оценить его важность и ценность.

Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать портфолио в детский сад сразу при поступлении детей в детский сад!
Портфолио ребенка 3, 4, 5 лет — это своеобразная копилка успехов вашего малыша по основным направлениям его развития.
Критерии, которые представлены в примерных основных общеобразовательных программах «Истоки» (М., 2011), «От рождения до школы» (М., 2010), переработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к обязательным общеобразовательным программам для дошкольных учреждений.

Ведение портфолио поможет вам установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, и вы сможете своевременно отмечать успехи малыша, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:
— социально-личностное развитие,
— познавательно-речевое развитие,
— физическое развитие,
— художественно-эстетическое развитие.
Вы поможете ребенку формировать инструмент самопознания «Какой Я», приобретете опыт, который пригодится вам в дальнейшем.
Портфолио пригодится родителям, гувернерам, педагогам, а самое главное — самим малышам!
В портфолио вы можете вложить лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребенка, его растущие навыки.

Каким будет портфолио в детский сад?

Портфолио в детский сад непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».
Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.
Не охладеет! Книжка о себе самом — самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Титульный лист



Титульный лист для Портфолио в детский сад — это практически то же, что красивый костюм на праздник. Это своеобразное лицо всей работы. Взяв в руки папку и посмотрев на титульный лист, у воспитателей или ваших друзей уже складывается первое мнение не только о малыше, но порой и обо всей семье, которая принимала участие в оформлении портфолио.
Не стоит титульный лист портфолио для детского сада перегружать информацией. Для нее найдется множество интересных страниц внутри, где все можно будет расписать красочно и содержательно. А вот взглянув на работу даже мельком, зритель должен почерпнуть информацию о том, кто хозяин такой увесистой, роскошной папки, сколько ему лет и где он проживает или учится. Конечно, приятно, если рядом с данными лаконичными сведениями будет размещаться фото самого обладателя детского портфолио.
Оформить первый лист многие предпочитают на компьютере, хотя ребенку хочется внести и свою частичку в создание этого документа. Разве может испортить титульный лист маленькое солнышко, которое будет нарисовано с большим старанием и любовью? Позвольте ему тоже принять участие в творческом процессе, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет», «Знакомьтесь — это я!»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу.

– Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию)

– Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева)

– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях)

– Где я живу (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях)

– Мой детский сад (рассказать в какой детский сад и группу ходит ребенок)

Раздел 2 – «Мои любимые занятия и игры.»

— Чем мы занимаемся с мамой (бабушкой, в детском саду, в кружке и т.д.)

— Мои любимые игры дома и в детском саду (можно рассказать о играх, которым отдает предпочтение ребенок: кубики, мозаика, детское домино и пр.):

– Мои занятия по системам раннего развития Монтессори, Домана, Зайцева, Никитиных, Вальфдорской педагогики и пр. (можно привести пример нескольких самых любимых занятий)

– Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку)

– Я люблю заниматься (перечислить занятия, которые нравятся ребенку: читать, рисовать, лепить, танцевать и пр.)

– Мои прогулки (занятия и игры на свежем воздухе)

Раздел 2 – «Мои праздники»

В этот раздел можно включить фотографии с проведенных дней рождений, фотографии праздников в детском саду: 8 марта, Новый год и пр.

— 4-ый День рождения

— 5-ый День рождения

— 6-ой День рождения

Раздел 4 – «Я расту»

Этот раздел Портфолио в детский сад может включать рубрики:

«Динамика физического развития»
В данном разделе отражаются данные антропометрических измерений. Их можно оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание ступни.
Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения.

2. Моя ладошка (на этой странице можно обвести ладошку ребенка в день его рождения и смотреть каждый год как она выросла)

«Динамика общего развития»
(социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие).

– Устами младенца (интересные слова, фразы, высказывания малыша)

– Я знаю буквы

– Я читаю в 3, 4, 5 лет (по буквам, по слогам, по словам)

– Моя любимая песенка

– Мое любимое стихотворение

– Я играю на музыкальных инструментах

– Я танцую

– Мир вокруг меня

– Мир внутри меня

«Творческое развитие»

(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)

Рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.)

Лепка (пластилин, глина, скульптурная масса)

Аппликация

Конструирование

Фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках)

Театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)

«Мои рекорды»
Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много получают дети в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями.

Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.

Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр.

Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 5 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии.

Мои путешествия

Мои открытия

Мои экскурсии

Впечатления о посещении театров, выставок

(в произвольной форме)

– Воспитателей

– Родителей

– Педагогов дополнительного образования

Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

Памятка для педагогов ДОУ по ведению Портфолио в детский сад

1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.

2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ребенка которому принадлежит портфолио.

7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ребенка, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития