Гомосексуализм во времена классической античности. Гомосексуализм в античном мире Античный гомосексуализм

Можно по разному относиться к однополым бракам и гомосексуализму вообще, но отрицать их существование было бы по меньшей мере глупо. Доподлинно известно, что различные гомосексуальные отношения появились едва ли не с появлением самого человека. В статье мы попытаемся с максимально нейтральной точки зрения разобрать историю однополых браков и их современное положение.

Однополые браки у мужчин

Согласно историкам, первые однополые браки у мужчин появились еще в древнем Риме. Другое дело, что гомосексуальные отношения в древние времена зачастую сильно отличались от современных.

Любые сексуальные отношения в то время характеризовались биполярностью - активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью - с другой. Римские и греческие мужчины не теряли своего социального статуса, пока они не принимали пассивную, подчиняющуюся роль в отношениях. Таким образом, для свободных граждан-мужчин были приемлемы сексуальные контакты с лицами обоих полов, но до тех пор, пока они не выходят за рамки активной «проникающей» роли. Это значит, что мужчины могли свободно вступать в сексуальные контакты с другими мужчинами в доминирующей роли, не теряя при этом своей мужественности.

По некоторым данным, 13 из первых 14 императоров Рима были гомо- или бисексуалами. Более того, историки отмечают, что император Нерон дважды вступал в брак с мужчинами, причем на одной из свадеб он играл роль жены. Несмотря на все вышесказанное, ученые склонны считать, что однополые браки пользовались популярностью в основном только среди высших сословий древнего Рима, и были гораздо меньше распространены среди обычных людей.

Однополые браки также допускались и в некоторых индейских племенах, но сам брак рассматривался с несколько иной стороны. Индейцы считали, что брак, прежде всего, представляет собой союз двух душ, а уж после союз двух тел. Некоторые племена верили в то, что существуют люди, внутри которых живут сразу две души: женская и мужская. В такой ситуации мужчина мог выбрать женскую душу и вступить в брак с другим мужчиной.

Однополые браки у женщин

Так уж сложилось, что по ходу истории женские однополые браки всегда хуже принимались обществом и были менее распространены, чем мужские. Именно поэтому существует очень мало исторических документов, описывающих браки между двумя женщинами.

Женские однополые союзы были распространены среди некоторых африканских племен. Браки между двумя женщинами в основном заключались для того, чтобы помочь вдовам, которые после смерти мужей не желали вновь выходить замуж за мужчин или возвращаться в родительские семьи. В этом случае вдова могла взять себе в жены женщину и сама стать главой семьи и продолжателем своего рода. Интересно, что взятая в жены женщина имела право забеременеть от другого мужчины, при этом родившийся ребенок все равно воспитывался в семье из двух женщин.

Третий пол

«Третий пол» — это люди, которые по своей воле или в итоге общественного консенсуса не идентифицируются ни как мужчина, ни как женщина. Люди, которые относят себя к «нейтральному полу» встречаются во многих культурах, и зачастую, тоже имеют право создавать свои семьи.

Муше – мексиканские мужчины в женской одежде. В культуре сапотеков Оахаки (южная Мексика), муше считаются третьим полом. Они выполняют женскую работу – шьют, вышивают, торгуют на рынке. Для местных мужчин нормально жить и с «биологическими» женщинами, и с муше. Сами муше также могут вступать в брак как с женщинами, так и с мужчинами. C 2009 г. некоторые регионы Мексики официально разрешили гражданам вступать в однополые браки.

Хиджры – представители третьего пола в Индии, Бангладеш и Пакистане.

В большинстве своем хиджры это мужчины, которые одеваются и ведут себя как женщины, называют себя женским именем, но не относят себя ни к одному, ни к другому полу. Согласно обычаю, лицо становится настоящим хиджрой, пройдя через ритуал кастрации, обычно от рук другого более старшего члена общины (операция считается незаконной в Индии и проводится в частных домах в кустарных условиях). Численность хиджр по разным оценкам колеблется от 50 тысяч до 5 миллионов человек. Несмотря на то, что в апреле 2014 г. Верховный суд Индии официально признал хиджр третьим полом, их однополые браки обычно не признаются законом.

Было бы огромным упущением написать о третьем поле и не упомянуть об его тайских представителях. Катои – тайские мужчины, сменившие свой пол на женский. Катои появились относительно недавно, в 60-х годах прошлого века, во время войны во Вьетнаме. Их появление было обусловлено отсутствием работы для мужчин в стране, и нехваткой девушек в публичных домах для американских солдат. «Третий пол» в Таиланде достаточно быстро стал привычным явлением, и сейчас к катоям относится немало популярных моделей, певиц и кинозвёзд, а в стране даже проводятся конкурсы красоты среди женщин и катоев. Несмотря на большое количество людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, однополые браки в Таиланде запрещены.

По материалам Livescience, Wikipedia и Oneequalworld.

От апологетов гомосексуализма нередко можно услышать, что гомосексуализм был нормой в античном мире, особенно в древнем Риме и Греции. На самом же деле, миф о «гомосексуальном рае» в древней Греции запустил судимый за содомию Оскар Уайлд. На протяжении всей истории человечества гомосексуализм существовал как позорное и маргинальное явление. Лишь в прогнивших цивилизациях, в период их упадка, он получал некоторое признание (что всегда предвещало их близкий конец), но даже тогда, влечение к представителям своего пола более сильное, нежели к представителям противоположного считалось выходящим за рамки нормы.

В Афинах классического периода гомосексуалисты презирались, и для них существовали унизительные прозвища, такие как Euryproktos (широкий анус) и Lakkoproktos (анус как яма). Гомосексуалисты обязаны были заявлять о своем пороке в экклесию, после чего лишались всех гражданских прав. Если же они скрывали свой порок, то их подвергали остракизму или казнили.

В речи Эсхина против Тимарха говорится, что если какой-либо афинянин будет любовником мужчины¹, то ему запрещается:
1) быть одним из девяти архонтов,
2) быть священником,
3) быть защитником на суде,
4) занимать какую-либо должность внутри и вне Афинского государства
5) исполнять обязанности глашатая или избирать глашатая,
6) входить в священные общественные места, участвовать в религиозных литургиях с венком на голове и находиться в той части площади, которая освящена окроплением.
Нарушитель вышеназванных указаний наказывался смертью.

Подавляющее большинство исследователей согласны, что в Древней Греции гомосексуальный контакт между двумя равноправными мужчинами считался глубоко противоестественным и жестоко карался. Для обозначения мужчины, добровольно принявшего пассивную роль в анально-генитальном контакте существовало специальное понятие: κίναιδος - кинейдос (падший). Приняв пассивную роль, кинейдос уподоблялся проститутке и становился недостойным быть свободным человеком. Как следствие кинейдос лишался прав гражданина. Также считалось, что человек, позволивший быть анально проникнутым, считался склонным к злоупотреблению алкоголем, едой, деньгами или властью. (Greenberg in Roger 1997, стр. 181).

Несколько цитат:

Не существует доказательств тому, что гомосексуализм пользовался всеобщим признанием… Греки никогда не «канонизировали» физический акт содомии… При более подробном анализе становится очевидной широко распространенная практика насмешек и отвращения к гомосексуалистам. (Karlen 1977, стр. 33, 35) .

Из тех, кто предавался страсти, никто не вызывал большего отвращения, чем класс сексуальных дегенератов, известных как katapugons или kinaidoi (Davidson 1998, стр. 167) .

Образ кинейдоса был абсолютно отрицательным … (Clark 2008 , стр. 22) .

Кинейдос воспринимался как отталкивающий человек, извращенец и в общественном и в сексуальном смысле (King in Porter 1994, стр. 30) .

[древние греки считали, что] анально-генитальная пенетрация между взрослыми мужчинами была недопустима … ассоциировалась с непристойностью и грубостью (Keuls 1995, стр. 291, 299) .

[древние греки считали, что] взрослый мужчина, участвовавший в рецептивной роли в анально-генитальной пенетрации, утрачивал статус мужчины и становился женоподным, подверженным осуждению и презрению (Vanggard 1972, стр. 89) .

[древние греки считали, что] мужчина, которому нравится быть анально проникнутым другим мужчиной - это извращенец, источник потенциальных социальных беспорядков, к нему и стоит относиться как к женщине, чью роль он принимает (Thorton 1997, стр. 105) .

Пассивная роль в анально-генитальной пенетрации считалась унизительной и отвратительной. Таких называли euryproktoi - буквально «широкий задний проход» (Garrison 2000, стр. 161) .

Взгляды в Афинах на взрослого мужчину, который позволил себе быть в пассивной роли в генитально-анальной пенетрации, были абсолютно отрицательными. Такой человек рассматривался как потенциальный шпион и враг государства, поскольку он уже предал свою собственную природу и, следовательно, способен предать всё общество …» (Dover 1978, стр. 20) .

В Риме пассивный гомосексуализм считался воинским преступлением и уличённого в нём солдата забивали палками. Считалось, что рецептивная роль делает римляна «женоподобным», а утрачивая мужественность, он становится бесполезным и даже вредным общине в гражданском и военном отношениях. У Плутарха описано как Сенат приговорил некого Капитолина к крупному штрафу за «гнусное предложение» сыну своего коллеги, после чего вышел «Скантиниев закон» запрещающий «разврат с мальчиками и мужчинами».

Защитники ЛГБТ также ссылаются на «Пир» Платона, в котором тот якобы восхваляет любовь к мальчикам и юношам, однако речь идёт именно о любви, а не содомии. Понятие «платоническая любовь», описывающая возвышенное духовное чувство без низменно-чувственного физического влечения, берёт начало именно в этом произведении, а что Платон думает о гомосексуализме можно прочесть в его «Законах»:

Природа побуждает женский пол быть в связи с мужским полом от рождения, и ясно, что удовольствие в этом дано СОГЛАСНО ПРИРОДЕ, в то время как связь мужского пола с мужским, и женского пола с женским - ПРОТИВ ПРИРОДЫ. Никто не должен вступать в связь с благородными и свободными, кроме их собственной жены, и даже не позволяется распространять внебрачное семя среди наложниц или вступать в связь с мужчинами, что есть противоестественно, и лучше связь между мужчинами запретим совершенно.

Ученик Платона - Аристотель, говоря о звероподобных и болезненных состояниях в VII книге «Никомаховой этики», наряду с каннибализмом, трихотилломанией и парорексией также упоминает гомосексуализм:

Это склады звероподобные (причём у некоторых от помешательства, как, например, у человека, принёсшего в жертву и съевшего свою мать, или у раба, съевшего печень товарища), и, наконец, бывают [состояния] как бы болезненные или от [дурных] привычек, как, например, привычка выдёргивать волосы и грызть ногти, а также уголь и землю. Добавим к этому любовные наслаждения с мужчинами.

«Педерастия»

Теперь давайте рассмотрим, что представляла собой «санкционированная педерастия» в древней Греции. Один из первых исследователей сексопатологий - Крафт-Эбинг, вместо имеющего религиозные конотации слова «содомия», начал использовать слово «педерастия» как научный термин, обозначающий введение пениса в анус.

Вместе с тем в древнегреческом языке это слово буквально означает «детолюбие»: педос - дитя, в смысле отрок (от 7 до 15 лет), ерастис - любящий. Здесь следует отметить, что в греческом языке есть четыре разных по смыслу слова - сторге́ (στοργή), фили́я (φιλία), э́рос (ἔρως) и ага́пе (ἀγάπη), которые на русский все переводятся как «любовь». Они означают привязанность, самопожертвование, отзывчивость, дружественность, расположение, и т.п. В современном оскудневшем греческом языке, слова с корнями «эр» относятся к эротической чувственности, но в античные времена έρωτας использовалось в смысле горячей дружбы. Это именно то, что было между Гераклом и мудрым кентавром Хироном, где первый «охваченный любовью» ушёл жить к нему в пещеру. Ни о какой содомии здесь, конечно, речи не идёт. То же относится и к спартанцам, разделённым на преданные пары, которые могли спать под одним плащом и целовать друг друга перед битвой. Достоверно известно, что наказание за активную содомию у спартанцев было позорное изгнание, а за пассивную - смерть. Поцелуй же в ту эпоху служил выражением родительского и товарищеского чувства и не имел никакого сексуального смысла (Lombroso 1895 . По словам античного историка Ксенофонта, отношения зрелого воина с мальчиками и юношами сводились к идеализированной мужской дружбе, а сексуальная связь считалась извращением, сравнимым с инцестом.

В древней Греции каждый юноша с 12 лет, по одобрению отца, выбирал себе образ для подражания - кого-либо из граждан или нескольких граждан. Здесь дело не ограничивалось простым подражанием, но основывалось на прочных отношениях, зачастую более основательных чем семейные. Быть «эрастисом» было почётно, но сопряжено и с обязанностям: не уронить себя в глазах воспитанника, а ещё хуже - быть обвинённым гражданами в неправильном воспитании ученика. Так наставник мог быть наказан за проступки своего воспитанника, а также за непомерные требования или непосильные задания. Если же речь шла о возможном развращении воспитанника (включая и сексуальное развращение) то наказанием эрастиса была смерть. «Речи Эсхина. Против Тимарха», гл.16:

Если какой-либо афинянин обесчестит, развратит или осквернит² свободного юношу, тогда родитель юноши должен направить письменное заявление прокурорам и требовать наказания виновного. Если суд признает его виновным, то он должен быть предан одиннадцати палачам и казнён в тот же день. Виновные за те же преступления считаются и те, которые делают то же самое по отношению к рабам.

У погрязшей в разврате элиты и в самом деле могла практиковаться содомия, но в народе это всегда считалось позорным. Вспомните дикий разгул царивший когда-то в Римской империи: публичные оргии с участием детей и животных; гладиаторские бои; львы и тигры в коллизеях разрывали людей на части, а специально обученные жеребцы и жирафы насиловали женщин на арене на потеху публике. Императрица Мессалина по ночам выбиралась из дворца, шла в публичный дом, где на грязном тюфяке до рассвета отдавалась клиентам. Император Калигула занимался публичным инцестом со своими сёстрами. Император Нерон занимался инцестом со своей матерью, а в последствии её убил. Он приковывал мужчин и женщин к столбам, облачался в зверинные шкуры и насиловал их. Кастрировал молодого слугу, переименовал его в Сабину и официально женился на нём. Затем так же официально стал «женой» своего секретаря. Поджёг Рим и любовался зрелищем, играя на лире и декламируя стихи.

Различные артефакты с сексуальными изображениями принадлежат в основном лупанариям (борделям). Это то же самое, что если археологи будущего раскопают какой-нибудь клуб БДСМ и по найденному там сделают вывод о нравах всей цивилизации. Вдобавок ко всему, многие изображения «античного гомосексуализма» являются либо современными подделками и стилизациями, либо неверно истолкованными.

Известно, что до нашего времени дошли сведения о приблизительно 100000 древнегреческих вазах, содержащих изображения (Corpus Vasorum Antiquorum Project).


Cовременные подделки и стилизации

Британский исследователь Кеннет Довер перечисляет около 600 ваз, рисунки на которых, по его мнению, «изображают гомосексуальное поведение или содержат намёк на него». Однако анализ каждой вазы из списка Довера, проведённый греческим экспертом Адонисом Георгиадесом, выявил, что непосредственно гомосексуальные сюжеты наблюдаются только на 30 вазах, а на остальных 570 вазах изображены герои, битвы и даже гетеросексуальные сюжеты (Georgiades 2004, стр. 100)


Вазы, на которых Довер усмотрел скрытые гомосексуальные мотивы

На указанных 30 вазах можно найти изображения мужчин, тянущихся рукой к невозбуждённым половым органам мальчика (которую мальчик нередко останавливает), или пытающихся просунуть пенис между его бёдрами спереди. Нет ни одного изображения аногенитального однополого контакта, поскольку пассивное участие в таком акте было унизительным и оскорбительным для мужчины. Лишь распутные сатиры изображены в непосредственном орогенитальном гомосексуальном контакте друг с другом, наряду с сексуальными сценами с животными. Можно ли на основании этого заключить, что скотоложество (как и мужеложество) было приемлемым в Античной Греции и, следовательно, должно стать таковым и в современном обществе?

Это неоспоримый исторический факт, что всякое общество, где распространялась сексуальная распущенность, скоро прекращало своё существование. Все принявшие содомию
народы канули в бездну веков, а их современники, наложившие ограничения на проявления сексуальности, существуют и по сей день. Как показывает история, когда какое-то общество легализовывало пороки и разврат (что неизменно сопровождалось общим моральным разложением), его в скором времени захлёстывала волна соседних народов, более здоровых и сильных. Так сгнила изнутри и развалилась Древняя Греция, а имперский Рим пал под напором варваров. Античные эллины, с их знаменитым прямым носом без переносицы выродились и были заменены соседними народами из Малой Азии, которые и представляют бо́льшую часть сегодняшнего населения Греции. Судя по происходящему в Западной цивилизации, её ждёт такая же участь. Мы уже видим, как европейцы принявшие содомию и другие извращения, заменяются африканцами, турками и арабами.

¹ Фраза на эллинском языке «Ἐάν τις Ἀθηναῖος ἑταιρήσῃ, μὴ ἐξέστω αὐτῷ τῶν ἐννέα ἀρχόντων» в переводе Э.Д. Фролова звучит так: «Если какой-либо афинянин станет предаваться распутству , то не дозволено ему будет избираться в коллегию девяти архонтов…» Надо сказать, что перевод производился в советское время, и по понятным причинам ни о каком гомосексуализме тогда речи быть не могло. Однако дословный перевод будет таким: «Если какой-либо афинянин «этериси» (ἑταιρήσῃ) - будет любовником у мужчины …»

² Так же фраза «Ἄν τις Ἀθηναίων έλεύθερον παῖδα ὑβρίσῃ» переводится Фроловым как «Если кто-нибудь из афинян учинит насилие над свободным мальчиком…» Дословный же перевод будет: «Если какой-то афинян свободного юношу «ивриси» (ὑβρίσῃ)» - дословно «обесчестит, развратит, осквернит ».

Сексуальное поведение и насилие Сидоров Павел Иванович

З.З.Гомосексуализм в Древнем Риме

З.З.Гомосексуализм в Древнем Риме

Как не печально, но даже мощные цивилизации, огромные империи с их культурными достижениями гибнут, оставляя для потомков лишь крохи того, что ценилось когда-то. На смену утонченному аристократическому эллинизму пришла грубость и жестокость Римской Империи, которая, возвысившись в жажде наживы, постепенно деградировала, захлебнувшись в жестокостях и изобретенном Римом садизме. Жестокость и садизм, миллионы необразованных рабов, наемников и бывших крестьян заполнили Рим, ослабили и погубили его.

Римляне, занявшие земли этрусков, изначально были необразованными земледельцами и пастухами, затем они стали жестокими воинами, лишь горстка интеллектуально одаренных превратились в государственных деятелей и в «богему». Именно им: драматургам, поэтам и философам удалось соединить римскую мощь с изяществом эллинизма, но основная масса людей не задумывались об утонченных возможностях духовной и сексуальной жизни .

В первые века нашей эры проблема любви к мальчикам, пережившая свой рассвет в возвышенных размышлениях классической эпохи, утрачивает если не актуальность, то, по крайней мере, серьезность и живость. Но это не значит, что такого

рода практика исчезла или подверглась какой-либо

дисквалификации. Как это следует из произведений литературы и философии Древнего Рима, она еще оставалась в ходу и продолжала считаться вполне естественной. Однако в рамках римской культуры сложный вопрос о мальчиках как объектах наслаждения стоял не так остро, и далеко не на первом месте, как в Греции. Детей благородного происхождения надежно охраняли, государственные законы защищали свободного подростка от сексуального понуждения или насилия. В Риме свободнорожденного заменил раб . Взоры мужчин обратились на молодых рабов, положение которых никого не заботило, даже если к рабу применялось явное насилие. Среди свободных юных римлян был широко распространен обычай - иметь до женитьбы сексуальные отношения с красивыми рабами юного возраста, такого раба называли сопсиЬтш, что подтверждается сочинениями Катулла . Палинур - персонаж комедии Плавта «Куркулион» (35) говорил:

«Запрета нет...

Коль от замужних, вдов и дев воздержишься,

И от свободных мальчиков. Других люби».

Утонченные чувства сменились грубостью, и уже немногие римские философы и поэты воспевали юношей, скорее даже едва касались этой темы в своих сочинениях, исключением, пожалуй, были явно бисексуальные Катулл, Тибулл и Петроний. Великий Овидий, похоже, вовсе отвергал гомосексуальную любовь, неудачно вкусив ее :

«Я ненавижу, когда один лишь доволен в постели,

Вот почему для меня мальчик-любовник не мил» (II, 683-684).

Римляне с самого начала своих завоеваний были суровы, а порой жестоки и грубы. Не случайно поэтому, что внешними символами римской власти были связка прутьев с топором посередине. Но это был не только официальный символ, но и средство наказания. Образование в Древнем Риме также проходило под бичом - символом властолюбия. Формы педагогической практики латинян отошли от платоновкой модели, усложнились введением публичных физических наказаний. Жестоко -садистская порка за малейшие провинности заменила духовное слияние наставника и ученика. Пороли везде и почти всех - школ в Риме было много.

В каждом человеческом сообществе существует неизменная связь между идеалами, которым подчинено общество, и методом обучения детей, поскольку, в конечном счете, их обучают, чтобы они в последующем воплощали эти идеалы. При наличии милитаристских, властолюбивых идеалов воспитание детей идет жестко и безжалостно с подавлением индивидуальности, нивелированием личности. Риму были нужны закаленные воины и крепкие земледельцы, все остальное оказывалось ненужным и, в сущности, нежелательным. По крайней мере, этот метод воспитания, казавшийся римлянам идеальным, передался и в последующие эпохи. Риму нужны были солдаты, поэтому ввели закон, позволивший наказывать за безбрачие и за бездетность, ограничить разводы . Брак претерпел изменения, постепенно происходила экономическая и политическая эмансипация женщин, которые в позднем Риме даже стали влиять на политическую жизнь. Прекратились и споры, распространенные в греческой литературе, чья любовь лучше, чище, чем поцелуй нежнее, девушки или мальчика (см. Ахилл Татий «Левкиппа и Клитофон», Лукиан «Две любви») и т.д.

Садизм если не родился, то чрезвычайно распространился в Римской империи. Утонченную греческую драматургию и театры заменили кровавые поединки в цирках, которые у этрусков первоначально были погребальными играми. Империя столетиями существовала в состоянии войн. Даже казням пленников и преступников, которые проводили публично, предшествовала жестокая порка, так как смерть рассматривалась как своего рода освобождение от мук и была недостаточным наказанием, вовсе не наказанием. Были и другие садистские методы казни, методы пыток, которые христианское Средневековье позаимствовало у языческого Рима, но на которых мы не будем останавливать свое внимание, ибо наша тема - гомосексуализм. Сексуально-садистские оргии бисексуальных римских императоров детально описал Светоний в своей вечно актуальной книге «Жизнь двенадцати Цезарей» . Но в любом случае, причины падения Римской империи были не сексуальные, как это наивно пытаются представить нам христианские морализаторы, а социально -экономические. Изначально естественные бисексуальность и гомосексуализм влились в Средневековье как неотъемлемая часть жизни людей.

Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В

5 ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ Одними из первых политические и правовые учения появились на Древнем Востоке (в Египте, Месопотамии, Индии, Китае). Именно здесь впервые появился ранний тип общества, который пришел на смену первобытному. В

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Из книги Сексуальное поведение и насилие автора Сидоров Павел Иванович

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

15. Право в Древнем Египте Источником права в Древнем Египте было обычное право, основанное на обычаях, а с развитием государства – законодательная деятельность фараонов.Египетское право знает следующие виды земельных владений: государственные; храмовые; частные;

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

16. Суд в Древнем Египте Суд на всех этапах исторического развития Древнего Египта не был отделен от администрации. В древнем царстве функции местного суда сосредоточиваются в основном в общинных органах самоуправления, которые разрешают споры о земле и воде, регулируют

Из книги автора

29. Особенности государственного устройства в Древнем Китае Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай

Из книги автора

41. Особенности республиканского строя в Риме В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной,

Из книги автора

42. Право собственности в Древнем Риме В Древнем Риме для обозначения права собственности использовали термин dominium, а позже, в период зрелой республики, появился термин proprietas. Термин dominium можно рассматривать как нерасчлененное квиритское право владения, а proprietas ближе к

Из книги автора

2. Гомосексуализм у животных Гомосексуальное поведение широко распространено у животных в их естественной среде обитания. Многочисленными наблюдениями этологов над приматами установлено, что гомосексуальные взаимоотношения детей и взрослых характерны не только для

Из книги автора

Глава 4 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 1. Лао-цзы Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (учитель Лао, VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ

Из книги автора

Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 1. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни

Сторонники гомопропаганды часто ссылаются на то, что гомосексуализм был нормой в античном мире, особенно в древнем Риме и Греции. На самом же деле, на протяжении всей истории человечества, гомосексуализм существовал как позорное и маргинальное явление. Лишь в прогнивших цивилизациях, в период их упадка, он получал распространение, что всегда предвещало их близкий конец.

В Афинах классического периода, отношение к гомосексуалистам было презрительное и недоверчивое. Гомосексуалисты обязаны были заявлять о своем пороке в экклесию, после чего лишались всех гражданских прав. Если же они скрывали свой порок - их подвергали остракизму или казнили. В речи Эсхина против Тимарха описано следующее: «Если какой-либо афинянин будет любовником у мужчины, ему запрещается: 1) быть одним из девяти архонтов, 2) быть священником, 3) быть защитником на суде, 4) занимать какую-либо должность внутри и вне Афинского государства 5) исполнять обязанности глашатая или избирать глашатая, 6) входить в священные общественные места, участвовать в религиозных литургиях с венком на голове и находиться в той части площади, которая освящена окроплением. Нарушитель вышеназванных указаний наказывается смертью».

В Риме пассивный гомосексуализм считался воинским преступлением и уличенного в нём солдата забивали палками. Считалось, что рецептивная роль делает римляна «женоподобным», и, утрачивая мужское достоинство, он становится бесполезным и даже вредным общине в гражданском и военном отношениях. У Плутарха описано как Сенат приговорил некого Капитолина к крупному штрафу за «гнусное предложение» сыну своего коллеги, после чего вышел «Скантиниев закон» запрещающий «разврат с мальчиками и мужчинами».

Содомиты также ссылаются на «Пир» Платона, в котором он якобы восхваляет любовь к мальчикам и юношам. Понятие «платоническая любовь», описывающая возвышенное духовное чувство без низменно-чувственного физического влечения, берёт начало именно в этом произведении, а что Платон думает о гомосексуализме можно прочесть в его «Законах»: «Природа побуждает женский пол быть в связи с мужским полом от рождения, и ясно, что удовольствие в этом дано СОГЛАСНО ПРИРОДЕ, в то время как связь мужского пола с мужским, и женского пола с женским - ПРОТИВ ПРИРОДЫ. Никто не должен вступать в связь с благородными и свободными, кроме их собственной жены, и даже не позволяется распространять внебрачное семя среди наложниц или вступать в связь с мужчинами, что есть противоестественно, и лучше связь между мужчинами запретим совершенно.»

Теперь давайте рассмотрим, что представляла собой «санкционированная педерастия» в древней Греции. Один из первых исследователей сексопатологий — Крафт-Эбинг, использовал слово «педерастия» как термин, обозначающий введение пениса в анус,


однако в древнегреческом языке это слово буквально означает «детолюбие»: педос - дитя, в смысле отрок (от 7 до 15 лет), ерастис — любящий. Здесь следует отметить, что в греческом языке есть четыре разных по смыслу слова, которые на русский все преводятся как «любовь». Они означают привязанность, самопожертвование, отзывчивость, дружественность, расположение, и т.п. В современном оскудневшем греческом языке, слова с корнями «эр» относятся к эротической чувственности, но в античные времена έρωτας использовалось в смысле горячей дружбы. Это именно то, что было между Гераклом и мудрым кентавром Хироном, где первый «охваченный любовью» ушёл жить к нему в пещеру. Ни о какой содомии, конечно, здесь речи не идёт. То же относится и к спартанцам, разделённым на преданные пары, которые могли спать под одним плащом и целовать друг друга перед битвой. Достоверно известно, что наказание за активную содомию у спартанцев было позорное изгнание, а за пассивную — смерть. Поцелуй же в ту эпоху служил выражением родительского и товарищеского чувства, и не имел никакого сексуального смысла.


В древней Греции каждый юноша с 12 лет, по одобрению отца, выбирал себе образ для подражания - кого-либо из граждан или нескольких граждан. Здесь дело не ограничивалось простым подражанием, но основывалось на прочных отношениях, зачастую более основательных чем семейные. Быть «эрастисом» было почетно, но сопряжено и с обязанностям: не уронить себя в глазах воспитанника, а ещё хуже - быть обвиненным гражданами в неправильном воспитании ученика. Так наставник мог быть наказан за проступки своего воспитанника, а также за непомерные требования или непосильные задания. Если же речь шла о возможном развращении воспитанника (включая и сексуальное развращение) то наказанием эрастиса была смерть: «Если какой-либо афинянин обесчестит, развратит или осквернит свободного юношу, тогда родитель юноши должен направить письменное заявление прокурорам и требовать наказания виновного. Если суд признает его виновным, то он должен быть предан одиннадцати палачам и казнён в тот же день. Виновные за те же преступления считаются и те, которые делают то же самое по отношению к рабам.» https://goo.gl/Jy6nKo

У погрязшей в разврате элите в период упадка и в самом деле могла практиковаться содомия, но в народе, как правило, это всегда считалось позорным. Различные артефакты с сексуальными изображениями относятся как раз к этому периоду и принадлежат в основном лупанариям (борделям). Это то же самое, что если археологи будущего раскопают какой-нибудь клуб БДСМ и по найденному там сделают вывод о нравах всей цивилизации. Вспомните дикий разгул, царивший в Римской империи, когда гомосексуализм стал там легальным: публичные оргии с участием детей и животных были обычным явлением. В колизеях шли гладиаторские бои, львы и тигры разрывали людей на части, а специально обученные жеребцы и жирафы насиловали женщин на арене на потеху публике. Императрица Мессалина по ночам выбиралась из дворца, шла в публичный дом, и там на грязном тюфяке до рассвета отдавалась клиентам. Император Калигула занимался публичным инцестом со своими сёстрами. Император Нерон занимался инцестом со своей матерью, а в последствии её убил. Он приковывал мужчин и женщин к столбам, облачался в зверинные шкуры и насиловал их. Кастрировал молодого слугу, переименовал его в Сабину и официально женился на нём. Затем так же официально стал "женой" своего секретаря. Поджёг Рим и любовался зрелищем, играя на лире и декламируя стихи, а затем обвинил в поджоге христиан, начав против них жестокие преследования https://goo.gl/njQudp . Последователей учения Христа бросали на растерзание зверям, варили живьём в котлах и распинали на крестах, которые с наступлением темноты поджигались ради освещения. В наши дни, с новым разгулом содомитов, христиане снова подвергаются нападкам с их стороны, хотя другие религиозные группы порицают гомосексуализм ничуть не меньше. https://vk.com/wall8208496_104

Это неоспоримый исторический факт, что всякое общество, где распространялась сексуальная распущенность, скоро прекращало своё существование. Все народы принявшие содомию канули в бездну веков, а их современники, наложившие ограничения на сексуальность (см. Левит 18), существуют и по сей день. Как показывает история, когда какое-то общество легализовывало пороки и разврат (что неизменно сопровождалось общим моральным разложением), его в скором времени захлёстывала волна соседних народов, более здоровых и сильных. Так сгнила изнутри и развалилась Древняя Греция, а имперский Рим пал под напором варваров. Античные эллины, с их знаменитым прямым носом без переносицы выродились и были заменены соседними народами из Малой Азии, которые и представляют бо́льшую часть сегодняшнего населения Греции. Судя по происходящему в Западной цивилизации, её ждёт такая же участь. Мы уже видим, как европейцы принявшие содомию и другие извращения, заменяются африканцами, турками и арабами.

Гомосексуализм, как это было убедительно показано в экспериментах Кэлхуна, возникает на последних стадиях существования социума и является признаком упадка и деградации.

Ближний Восток

Египет

Согласно некоторым ученым, древнейшие упоминания о гомосексуальных отношениях встречаются в Древнем Египте. «Первой однополой парой» называют живших при фараоне пятой династии Ниусерра египтян Хнумхотепа и Нианххнума .

Также существует гипотеза, что указание на гомосексуальные отношения содержит одна из фраз сочинения: «Спор разочарованного со своей душой» .

Месопотамия

Некоторые ученые (Т.Якобсен) находили в мифе о Гильгамеше указания на его бисексуальную природу : так истолковывались строки о насилиях над жителями Урука: «Отцам Гильгамеш сыновей не оставит! // Днем и ночью буйствует плотью: … Матери Гильгамеш не оставит девы…» , а также его отношения с Энкиду (эту пару сравнивали с парой Ахилл -Патрокл): «Гильгамеш во дворце устроил веселье, // Заснули герои, лежат на ложе ночи, // Заснул Энкиду - и сон увидел, // Поднялся Энкиду - и сон толкует: // Вещает своему он другу» . Впрочем, подобное истолкование является спорным.

§ 189. Если мужчина совершит грех со своей матерью, это - тягостное преступление. Если мужчина совершит грех со своей дочерью, это - тягостное преступление. Если мужчина совершит грех со своим сыном, это - тягостное преступление.

Таким образом, у хеттов не прописывалось какого-то наказания за гомосексуальный акт как таковой .

Западная Малая Азия

Иран

Финикия и Ханаан

В финикийских надписях (одна из них (CIS, 1, 97) происходит с Кипра) упоминаются мужчины, занимавшиеся проституцией. Они назывались «псами» . Впрочем, учитывая место и датировку надписи, здесь не исключено греческое влияние. «Блудники при капищах» с осуждением упоминаются также в книге Иова (36:14), датируемой V-IV вв. до н. э.

Израиль и Иудея

Книга Левит гласит: «И говорил Яхве Моисею: Скажи сынам Израиля: … И с мужчиной не ложись, как лежат с женщиной: мерзость это. … Не оскверняйте себя всем этим, ибо всем этим осквернились народы, которые Я прогоняю от вас». «И человек, который ляжет с мужчиной, как лежат с женщиной, - мерзость они сделали оба, смертью пусть будут умерщвлены, их кровь на них» . Эти нормы в современной библеистике принято считать частью т. н. Кодекса святости, включающего главы 17-26 книги Левит . Его датировка весьма спорна. Согласно документальной гипотезе Ю.Велльхаузена, Кодекс святости входил в Священнический документ, получивший окончательное оформление ок.444 г. до н. э. Й.Вейнберг, указывая на «более высокий уровень древнееврейской юридической практики и мысли» по сравнению со Свитком завета (Исход 20-23), датирует его VI-V вв. до н. э. . Согласно хронологии Й.Кауфманна, он датируется началом VII в. до н. э. И. Ш. Шифман датирует его составление временем постройки Храма Соломона, то есть 961-954 гг. до н. э. .

Помимо запрета прелюбодеяния в составе 10 заповедей (Исх.20:14; Втор.5:18), половые преступления рассматриваются также в Исх.22:15-18 и Втор.27:20-23, где, в частности, запрещается скотоложство (ассоциировавшееся с некоторыми ритуалами), но нет упоминаний о запрете мужеложства. По замечанию Вейнберга , топос «половых мерзостей» (тоеба) преобладает в речениях Иезекииля (16.22 сл, 44.6 сл. и др.), Эзры (Эзра 9.1 сл.), книги Хроник (2 Паралипоменон 28.3; 33.2 и др.). Однако прямые указания на мужеложство и там отсутствуют. Все это свидетельствует в пользу относительно поздней датировки норм Кодекса святости.

Для дальнейшей истории важно также происхождение термина «содомский грех». Вот что говорит Иезекииль : «Вот каков был грех Содома, сестры твоей : были у нее и у дочерей ее величие, изобилие, благополучие и покой, но никто из них не помогал нищему и бедняку. Возгордились они и стали совершать мерзости предо Мною, и Я отверг их, когда это увидел» . Комментаторы считают, что Содомом здесь назван Эдом . В иудейской традиции грех Содома (неправедный суд) истолковывался в ключе этого места Иезекииля . В библейском рассказе о жизни Лота в Содоме упоминается, что жители города окружили дом Лота и требовали, чтобы Лот вывел своих гостей (мужчин) к толпе, чтобы горожане «познали» их (Быт.19:5).

Южная и Восточная Азия

Индия

Для девушки, которая растлит другую девушку, установлен штраф ; если женщина растлит девушку, то брахманке обривали голову, кшатрийке отрезали два пальца, а прочих публично провозили на осле .

Китай

В Китае императоры династии Западная Хань имели многих возлюбленных. Ван Гулик пишет: «Три первых императора - Гао-цзу , Хуэй-ди и Вэнь-ди были, несомненно, бисексуалами: помимо регулярных сношений с бесчисленными дамами из гарема у всех троих были связи с молодыми людьми» . Дэн Тун был возлюбленным Вэнь-ди . Среди возлюбленных императора У-ди известны Хань Янь и Ли Янь-нянь . Последний имел титул «советника, гармонизирующего тоны звукоряда» .

Наиболее известен Дун Сянь 董賢 (en:Dong Xian), возлюбленный императора Ай-ди. Популярен такой рассказ: «Однажды, когда император делил ложе с Дун Сянем, последний заснул, прижав рукав императора. Поскольку императора вызвали для участия в торжественной аудиенции, он достал меч и отрезал свой рукав, чтобы не потревожить сон возлюбленного. С той поры термин дуаньсю („отрезанный рукав“) стал в литературе эвфемизмом для обозначения педерастии» .

Европа

Скифы

По словам Геродота: «У скифов есть много предсказателей. … Энареи - женоподобные мужчины - говорят, что искусство гадания даровано им Афродитой. Гадают они при помощи липовой мочалы» . Этот текст вызвал обширную литературу и сопоставление с шаманскими традициями различных народов.

Этруски

Согласно греческому историку Тимею (которого цитирует Афиней): «У тирренцев [этрусков] не считалось запретным иметь дело с мальчиками открыто, будучи активной или пассивной стороной, поскольку педерастия была в обычае этой страны. … Слуги приводят им куртизанок, или красивых мальчиков, или женщин, оставляя светильники непогашенными. Когда они пресыщаются наслаждениями, они призывают молодых мужчин в самом расцвете лет и также заставляют их испытывать удовольствие с этими куртизанками, мальчиками или женщинами. Иногда они наблюдают друг за другом, отдавая дань уважения любви и соитию, но чаще опускают занавес, прикрепленный к ложу. Они очень любят общество женщин, но большее удовольствие испытывают в компании мальчиков и юношей» .

Кельты

Германцы

Рассказывая о германском племени тайфалов , Аммиан Марцеллин (IV век) упоминает, что у них мужчины вступают в связь с юношами, которая завершается, лишь когда юноша «возмужав, один на один поймает кабана или убьет огромного медведя» . В этом описании видят связь с обычаем инициации (перехода в другой возрастной класс).

Римляне

Основная статья: Гомосексуальность в Древнем Риме

Греки

Примечания

  1. Пер. М. А. Коростовцева (Повесть Петеисе III. М ., 1978. С. 259.); впрочем, это место переводилось и по-иному, как «Я не прелюбодействовал и не осквернял своего тела» (Египетская книга Мертвых. М., 2003. С. 289.)
  2. Пер. И. Г. Лившица
  3. Сказки и повести Древнего Египта. Л. , 1979. С. 108, 121-123.
  4. Мифы народов мира. В 2 т. Т. 1. М., 1991. С. 175.
  5. Статья М. И. Соколовой (Вестник древней истории . 2008. № 3) излагает обоснование этой гипотезы.
  6. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. М., 2004. С.421
  7. О все видавшем… , таблица I 23, 27, пер. И. М. Дьяконова
  8. О все видавшем…, таблица VI, строки 182-186, пер. И. М. Дьяконова
  9. Дьяконов И. М. Люди города Ура. М., 1990. С.302
  10. Там же. С.51, 337
  11. На фоне отсутствия интереса к гомосексуальности, хеттские законы предписывают смертную казнь за сексуальный акт с некоторыми животными (коровой - § 187, овцой - § 188, свиньей, собакой - § 199.) При этом отдельно прописывается, что за сексуальный акт с лошадью или мулом наказания быть не должно (§ 200), так же как и за некрофилию (§ 190)
  12. Арнобий. Против язычников V 13
  13. Геродот. История III 48; VIII 105
  14. Геродот. История I 135, пер. Г. А. Стратановского
  15. например, А. А. Тахо-Годи . Комментарий. // Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т.2. М., 1993. С.446
  16. Элиан. Пёстрые рассказы XII 1
  17. Юстин. Эпитома Помпея Трога XLII 1, 1-3
  18. Аммиан Марцеллин XXIII 6, 76
  19. Суждения духа Разума. // Зороастрийские тексты. М., 1997. С.104
  20. Книга о праведном Виразе. // Пехлевийская Божественная комедия. М., 2001. С.110, 122
  21. Шифман И. Ш. Комментарий. // Учение. Пятикнижие Моисеево. М., 1993. С.308, 328
  22. см. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб, 2005. С.172-175
  23. Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.3. Пророки. М.-Иерусалим. 2003. С.104-108
  24. Левит 18:1-2, 18:22, 18:24, пер. И. Ш. Шифмана
  25. Левит 20:13, пер. И. Ш. Шифмана
  26. Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.1-2. М.-Иерусалим. 2002. С.275
  27. Вейнберг Й. Указ. соч. С.284
  28. см. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб, 2005. С.315-316
  29. Шифман И. Ш. Введение. // Учение. Пятикнижие Моисеево. М., 1993. С.44
  30. Указ. соч. С.277
  31. 4-я книга Царств (2-я Царей) 23, 7, синодальный перевод