Духовно нравственное воспитание обучающихся. Воспитание учащихся. Воспитание, обучение и образование

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи. Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

Итак, обучение и воспитание как факторы содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим. Тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы (например, по химии или математике) не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения. Так, создание атмосферы состязательности на уроке (например, кто быстрее и более рациональным способом решит задачу) стимулирует соответствующие мотивы учащихся, которые оказывают косвенное влияние на отношение к .

И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности . Если первые три элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.

Итак, анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную личность - значит, обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию различных (учебной, трудовой, эстетической и др.).

И.А. Зимняя выделяет следующие четыре типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:

  1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, ). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
  2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, ). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.
  3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.
  4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т. д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Этическое воспитание обучающихся

Воспитание является важнейшей частью педагогического процесса, признано формировать типологические качества личности в соответствии с тем идеалом, который задает общество. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно – значит вырастить угрозу для общества». Интеллектуальное воспитание – суть обучения, образование – процесс, опирающийся на природные задатки человека. Однако природа не предусмотрела никаких механизмов для становления личности воспитанного человека.

Норма воспитания целиком и полностью являются следствием общественно-исторического образа жизни. Чтобы быть человеком, мало им родиться, нужно еще впитать определенные средовые воздействия, способствующие становлению личности. В этой связи логично и неоспоримо утверждение А. Экзюпери «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание».

По своей сути воспитательный процесс является ограничением свободы и возможностей человека, он вводит определенные границы поведения, разумные с точки зрения общества. Этот процесс представляется достаточно сложным для понимания: не всегда понятно, где кончается воспитание и начинается дрессура, манипуляция. Глубокий смысл содержит высказывание Д.С. Лихачева о том, что « в основе всех хороших манер лежит одна задача: чтобы человек не мешал человеку и все вместе чувствовали себя хорошо»

В процессе воспитательной деятельности планомерно создаются и реализуются условия , способствующие всестороннему развитию личности, расширению кругозора, развитию культуры мышления, удовлетворению запросов в повышении интеллектуального культурного и нравственного потенциала как во время обучения, так и во внеучебное время.

Основная цель заключается в формировании жизнеспособной, гуманистически ориентированной личности, создание условий становления социально компетентной личности учащегося, обладающего высокой культурой и гражданской ответственностью.

Стремясь к достижению цели, воспитательный процесс решает три основные задачи: формирования мировоззрения , приобщение к нормам культуры, поведение и формирование правильного отношения к труду .

Первая задача подразумевает постепенное знакомство ребенка с социальным окружением и выработку у него системы устойчивых, собственных взглядов на мир. «Собственных» не означает отличных от общечеловеческих, а подразумевает единство с ними, но основанное на разумном, осмысленном и обоснованном принятии их для себя. В рамках этой задачи формируются границы между добром и злом – базис этических норм, а также представление о прекрасном и безобразном, другими словами, эстетический идеал , который способствует становлению эстетических вкусов, личных пристрастий человека.

Приучение к нормам поведения способствует реализации мировоззренческой позиции, раскрытию способностей человека и формированию коллектива единомышленников. Нормативной регуляцией поведения занимается этикет - область знания о правилах должного поведения в определенных ситуациях. В рамках этикета рассматривается не­сколько отраслей: культура речи (гра­мотность, правильность, убедитель­ность); культура общения (в отличие от культуры речи рассматривает не одного субъекта, а как минимум двух, делящих ответственность за взаимо­действие в целом); эстетика одежды; культура застолья, а также культура поведения в ситуациях, требующих особого благородства манер (посеще­ние театра, выбор, препод­несение и прием подарков и т. д.).

Третья задача - формирование должного отношения к труду - под­разумевает понимание труда-работы-учебы как естественной, необходи­мой, приносящей удовлетворение и удовольствие части нашей жизни. Уже в раннем детстве ребенок полу­чает свои первые трудовые поручения и, выполняя их, ощущает себя важной частью большого механизма, начинает испытывать радость и от результата, и от самого процесса труда.

Значение труда, деятельности в жизни человека невозможно переоценить - ведь только в труде возможна реализация способностей, а в достижениях человека и сам смысл его жизни. Однако важны не только цель, но и пути ее достижения. Если ключевым в сочетании «трудовая деятельность» является слово «надо», то возникает вопрос: а когда же жить, если большая часть времени занята работой - некой суровой обязанностью?

Именно воспитание дает нам возможность найти «свою» область деятельности, в том числе при решении профориентационных задач и по­лучать от этого удовольствие ничуть не меньшее, чем от досуга и отды­ха.

Сегодня профессиональное ориентирование переживает не самые лучшие време­на - практически ушли из лексикона современного человека такие словосо­четания, как «любимое дело» или «де­ло по душе», да и понятие «профессия» часто носит формальный характер.

Однако это не признаки новой эпохи, а свидетельства социального кризиса, преодолеть который можно, только учитывая личностные предпочтения и склонности при выборе профессии.

Поиски новых форм и методов проф ориентационной работы - одна из актуальных задач в сфере воспитания. Содержательная основа воспита­ния это совокупность знаний, пред­ ставлений, идей и форм поведения, опирающаяся на элементы материаль­ ной и духовной культуры общества, усвоенные воспитанником и ставшие его индивидуальным ценностным багажом.

Таким образом, воспитательная деятельность должна содержаться в учебной и внеучебной работе, педагогу необходимо содействовать саморазвитию личности учащихся, повышению его духовного, нравственного и культурного уровня.

Хотелось бы подробнее остановиться на этическом воспитании обучающихся.

Этическое воспитание – это пробуждение и укрепление морали и нравственности в подрастающем человеке, это формирование «усилия быть» (М.Мамардашвили), это включение учащегося в поиск «как жить праведно» (Вл.Соловьёв)

Этическое воспитание направлено на создание условий для формирования эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося, предполагающей, прежде всего, восхождение их к общечеловеческим ценностям, таким как Истина, Добро, Красота, Вера, Познание. Далее содержательный аспект духовно-нравственного и этического воспитания школьников предполагает признание доминирующих ценностей современного мира, таких как Человек, Жизнь, Духовность, Отечество, Труд. И, наконец, с позиций особенного, общего и специфического усваивается еще одна группа ценностей - профессионально значимые ценности.

Этика-наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека. Только ей присущими методами и формами воздействия на растущего человека можно выйти на глубинный этический диалог с обучающимися о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни. Сегодня это становится особенно значимо.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик.

Сведения об окружающем мире, общественных явлениях ребенок получает в процессе общения со сверстниками и взрослыми, из радио- и телепередач, самостоятельно прочитанных книг и журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Полученная информация может нести как истинные, так и искаженные сведения о нравственных нормах. Проанализировать факты, сопоставить неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения младшему школьнику легче под руководством опытного педагога.

Именно поэтому, решая, сегодня социальные задачи воспитания, мы, должны опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача - включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Этике принадлежит цементирующая роль в непрерывном нравственном воспитании. И этот процесс важно сделать желаемым для детей, не навязчивым и не догматичным, а тонким, радостным, живым, творческим и деятельным.

Организовывая воспитательный процесс, нужно отдавать предпочтение разнообразной творческой, учебной, трудовой и других видов деятельности и выработке, посредством этой управления и регулировки этой деятельности, соответствующих личностно-этических качеств.

Необходима целостная система этического воспитания как средство и процесс нравственного развития воспитанников .

В качестве основных задач духовно-нравственного и этического воспитания выделяют:

а) накопление опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах):

б) разумное использование свободного времени и развития духовно-нравственных и этических качеств личности, таких как внимательное и заботливое отношение к близким людям; честность, терпеливость, скромность и деликатность, организованность, дисциплинированность и ответственность, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достижению.

В процессе духовно-нравственного воспитания применяются методы , как

- убеждение примером, разъяснения,

Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Разъяснение является наиболее доступным методом. Опыт показывает, что неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям.

- совет, пожелание и одобрительный отзыв,

Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством воспитания является похвала, Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности.

- положительная оценка действий и поступков (Поощрение) Оно способно закре­пить правильные формы поведения воспитанника. Это и предоставление почетных прав, материальное вознаграждение, награждение.

- общественное признание достижений и достоинств человека,

- Наказание – это торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступка, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. Применять наказание можно только в редких случаях.

Виды наказания: замечание, порицание, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, неодобрение, выговор, отказ от наказания, отсрочение наказания,

Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, эффект, раскаяние, страх, оплошность.

- проведение этических бесед и диспутов.

Этическая беседа -метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; педагога и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Педагог должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать обучающимся самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: педагог говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней обучающие свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого педагогу нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Темы бесед могут быть различными: в начале года целесообразно провести беседу о дружбе и товариществе . В период, когда подводятся итоги соревнования или какой-то совместной работы, конкурсов, выставок, уместно провести беседу о справедливости и коллективизме . Педагогу следует в начале года определить последовательность проведения обобщающих бесед. Выполнение этого требования обеспечит систематичность в сообщении детям этических знаний.

Нравственное и этическое воспитание формируется и через массовые мероприятия (праздники, викторины, КВНы), соревнования, конкурсы. Для ребят создаются благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

Также воспитание формируется и через творческие работы обучающихся, которые пронизаны светом «добра, правды и красоты», интересом к родной истории, любовью к природе и окружающим людям.

Через экскурсии в музеи, выставочные залы. Благодаря системному подходу педагогов к нравственному и этическому воспитанию делают ребёнка духовно богатым и счастливым.

Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры обучающихся закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

Для создания условий духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и полноценной социализации, необходимо:

Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении.

Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося,

Признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.

Конечно, на занятии каждый педагог может сделать многое для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения, доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная действительность подтверждали переживаемое на занятиях, опыт общения с миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого было бы вполне достаточно для воспитания.

Слово "духовность" употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Духовность - это " устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности" (В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Можно привести несколько формулировок духовно- нравственного воспитания:

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

"Безнравственный человек - значит бессовестный" (К.Д.Ушинский).

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Цель духовно-нравственного воспитания в школе - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.

Результат воспитания - ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Назначение программы:

  • обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы
  • мероприятий, способствующих духовно- нравственному воспитанию школьников

Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:

  • обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах школы,
  • совещаниях при управлении образования с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса;
  • публикация в средствах массовой информации муниципального и регионального уровней;
  • психолого-педагогическая диагностика дошкольников и анкетирование родительской общественности.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  • Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
  • Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)
  • "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" от 29.12.2001 г. № 1756- р.

В Концепции говорится о том, что в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года Президент Российской Федерации выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, - Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

"Сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу. Если гражданин лишен духовно-нравственных основ (честности, доброты, искренности, милосердия), уже по той причине, что никто (за исключением, может быть, родителей) их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут.

Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но прежде всего в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. "Система образования, - подчеркивает Д.А.Медведев, - в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации". Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". В первом разделе Концепции "Национальный воспитательный идеал" поднимается вопрос об основах воспитания детей и молодежи.

"Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть "встроенным" в какую-либо систему. Но воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, то есть того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях". Далее в Концепции показывается, насколько важным в истории и духовно-нравственной культуре России был христианский идеал святости.

"В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Христа. Православная Церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси".

"Современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа".

Со ссылкой на проект Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, в Концепции под образованием понимается не только усвоение человеком системы знаний, умений и навыков, но принятие им духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.

"Личностная культура, - указывается в Концепции - это сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие".

"Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями".

В Концепции в разделе о воспитательном значении культуры и искусства патриотизм утверждается как нравственная норма.

"Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

  • жизнь;
  • родная земля;
  • красота;
  • гармония".

Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди.

Свт. Иоан Златоуст.

Безответственный человек - сущее наказание для семьи, для школы, для соработников (если труд коллективный), он также не состоятелен и в любви к Богу и людям. Более того - является хорошим проводником пагубных мыслей и поступков.

Откуда же он берется, эта самая безответственность? От нерадения! "Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степени нечестия", - говорит епископ Владимирский Феофан. Родители, не воспитывающие детей своих как должно, рождают их для временной жизни, забывая или не понимая, что существует жизнь вечная, дверь в которую они закрывают. "Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания", - предупреждает нас святой Филарет, митрополит Московский.

Некоторые из родителей ошибочно полагают, что детей надо воспитывать в "свободном полете", дабы не посягать на их свободу. Очевидное заблуждение. Ребенок - это нежный цветок, требующий внимательного и своевременного ухода.

"Ничего нет хуже, - говорит свт. Иоанн Златоуст - когда детские поступки не исправляют и из-за этого в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещаниями исправить его, и подобных детей диавол водит, как пленников, куда ему бывает угодно. Он становится полновластным их повелителем, дает им пагубные наставления, и несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной погибели, исполняют их с полной охотой".

Нравственное состояние детей почти на всю их жизнь зависит большей частью от нравственного влияния матери. "Дайте нам лучших матерей, - сказал некто, - и у нас будут лучшие люди" ("Духовный цветник")

Для родителей верующих ответственность за воспитание детей своих усугубляется сознанием того, что благочестие - это вкус, аромат и благообразная форма того плода, который они вырастили во славу Господа и на пользу людям.

Мудрость родителей проявляется не столь в умение своевременного наказания за проступки, но, скорее всего, в способности вовремя предупредить (оградить) от проступка.

Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст из глубины веков обращается к нам, современным родителям: "Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господнем не заботиться? За это-то сами мы первые пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными.

Ознакомление детей с историей, жизнью и верой Православной Церкви есть, несомненно "общественно-значимая культурно-просветительская программа". А значит, она входит в число тех, которым Закон предписывает оказывать государственную поддержку. И директор школы (департамента) именно как "государев человек" также обязан оказывать поддержку этой программе.

Что увидит перед собой гусёнок, появившись в инкубаторе, за тем и пойдет, будь то мячик, коробка или дядя. Даже родную мать не признает, лишь бы что-то куду-то двигалось.

Может, и дети наши как гусята? Какой образ первым поманит их, за те и пойдут - и все уговоры напрасны.

Власть первообраза - кто познал её силу и тайну?

Сейчас в души детей транслируют из-за океана легионы нечистых образов, увлекающих за собой в рабство греха:

Идет небывалая духовная битва. Залюбовавшись монстриком, ребёнок может сам возмечтать стать монстром.

Спрашивает мама малышку:

Хочешь, куплю книжку про Красную Шапочку?

Дитя, скандально:

Не хочу "Красную Шапочку"! Купи "Человек-паук"!

Уже зомби!

Образ, попав в душу, будет не только жить в ней, но и создавать по своему подобию из нашего сына или дочери либо доброе Божие дитя, либо жуткого паука.

Как быть с душой, где уже гнездятся толпы ярких, но злых персонажей?

Богомудрый святитель Феофан Затворник советовал: "Не оставляй мысль в голом виде, но обязательно облеки её в образ и доведи до чувства. Образ образом вытесняй".

Но на лучше ли, чем вытеснять, сразу заселить детскую душу светлыми, добрыми первообразами?

Я убеждена, что та или другая прочитанная в детстве книга не безразлично влияет на духовный склад дитяти, что те или другие идеи, картины, образы, симпатии и антипатии, дух и направление, вызываемые в душе читающего, деятельно участвуют в образовании духовного, умственного и нравственно-религиозного содержания личности человека, мы должны путем книги для чтения, посредством соответствующих произведений человеческого слова закладывать в душу ребёнка те идеи и настроения, те вкусы и привычки, которые одобряются истинною христианской педагогикой, соответствуют его положению в жизни и которые разовьются и принесут плод по роду своему.

Преодоление множества кризисных явлений сегодняшнего периода российской истории невозможно без духовно-нравственного очищения и подъема общества, без опоры на классическую и народную, выдержавшую испытание временем русскую культуру и культуру народов России.

Россия живет тяжело. В раздорах, чиновничьем произволе, бедности. Но она живёт и в Вере, и в Надежде, и в жажде созидания. Давайте же созидать её вместе - под знаком русской классической литературы и великого Русского Слова.

Из резолюция XI Всемирного Русского Народного Собора.

В своей работе с детьми по формированию нравственного отношения я использую разные приёмы и формы работы:

  • тематические родительские собрания;
  • классные часы, совместные праздники родителей с детьми
  • факультативный курс "Наш край" (региональная программа);

Основным критерием результативности освоения регионального образовательного курса "Наш край" выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям Владимирского края, малой родины, показателями которого можно считать:

  • Наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
  • Активная познавательная позиция младшего школьника;
  • Широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
  • Овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т.п.)

Во втором классе очень большой раздел данной программе посвящён историческим темам: "Славяне. Русь. Владимирская земля. Герои Владимирской земли, их нравственный подвиг. Праздники христианской Руси". Учебник С.А Конопкиной,Т.В.Озеровой, Е.Л.Харчевниковой составлен очень хорошо, но для второклассников такой материал в тексте достаточно сложен. В работе с учениками начальной школы очень важно использовать много наглядности, для этого после или перед занятиями желательно выходить или выезжать на экскурсии по нашему городу, во Владимир, в Москву.

Дети лицо своих родителей. Они, как известно в начальных классах экранируют полностью свою семью. Поэтому задача учителя анкетированием, наблюдениями очень осторожно выявить уровень духовно-нравственного развития, прежде всего родителей. Много сил нужно приложить, чтобы объяснить родителям их главенствующую роль в воспитании ребёнка. Ведь поколение родителей росло в годы перестройки, обвала всех накопленных ценностей. В связи с этим сначала надо помощь раскрыть глаза родителям, а затем совместными усилиями и их детям. Для этого я использую различные формы родительских собраний это и просмотр видео лекций (выступление детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой о проблемах воспитания), тематические родительские собрания ("Как вырастить ребёнка нравственным", встречи с православным священником), подготовка совместных тематических праздников, экскурсий, поездок.

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию

В.И. Попугаев

духовно-нравственная культура, патриотизм, воля человека, добро, свобода, справедливость

Ключевые слова:

Образование является единым процессом воспитания, обучения и предусматривает также духовно-нравственное развитие человека .

Практика преподавания основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями закреплена на уровне Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» .

При определении критериев качества образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» необходимо учитывать уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования .

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске добра и зла мы, как правило, выходим на общечеловеческие ценности и идеалы .

Примером может служить наследие В.А. Сухомлин-ского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души,

бездуховности...» Сфера педагогической ответственности в процессе воспитания определяется усилием общества и государства, направленным на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, патриотизма, чувства ответственности за свою Родину.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся, однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами техникума. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества. Значительное место в процессе формирования у подростков качеств гражданина и патриота занимают дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», «История России» и др., на которых мы формируем гражданско-па-триотические качества личности .

Воспитание патриотизма на занятиях в Егорьевском промышленно-экономическом техникуме имеет огромное значение, т. к. речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, наши молодые современники должны не только обладать необходимым объемом знаний, но и стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Основой гражданско-патриотического воспитания являются психологические особенности обучающихся, поэтому ознакомление их с жизнью своей страны мы строим на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением обучающихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, а также уважению и открытости ко всем другим народам и их традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям Отечества и народа .

Поэтому, знакомя с историей Великой Отечественной войны, мы приводим те факты, которые касаются

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

наших земляков, родных и близких . Например, мой отец, Илья Арсентьевич Попугаев, воевал на Курской дуге в качестве стрелка-радиста бомбардировщика-разведчика «Бостон-20». Экипаж состоял из четырех человек: летчика, штурмана, стрелка и стрелка-радиста. Самолет был оснащен 10 бомбами по 100 кг, пулеметами, пушкой и фотокамерой (рис. 8).

В одном из боевых вылетов отец мог погибнуть, но чудесным образом остался жив.

Шел 1943 год. Войска Белорусского фронта при поддержке бомбардировочной авиации освобождали города. На одном из участков фронта сложилась труд-

Рис. 8. Фотографии из домашнего фотоархива

ная обстановка. Противник задержал наступление советских войск. Необходимо было провести воздушную разведку, а погода стояла нелетная. Шел мокрый снег, облака низко нависали над землей. Ждать летной погоды было нельзя. Командование полка отдало приказ экипажу самолета провести воздушную разведку войск противника. Именно перед этим вылетом, как рассказывал отец, он почувствовал потребность взять с собой аптечку, которую не только он, но и другие члены экипажа никогда в боевой вылет не брали. Аптечки хранились в деревянном ящике в казарме. Отец взял аптечку и положил в карман комбинезона, но, почувствовав неловкость, так как другие члены экипажа аптечки не брали, положил ее обратно в ящик. Однако снова пришла беспокойная мысль: «Взять аптечку, взять аптечку, взять аптечку», - что он, воспитывавшийся в православной семье и верующий в Бога и Ангела-хранителя, и сделал. Это спасло ему жизнь.

Линия фронта была недалеко, и самолет ее благополучно миновал. Стали видны войска противника, который не ожидал появления советского самолета в такую погоду. Началась паника. Самолет пролетел над скоплением танков, бронемашин, мотопехоты, сбросил бомбы и произвел фотосъемку. Задача была выполнена. На обратном пути отец увидел в «хвосте» самолета четыре быстро приближавшихся объекта размером с воробушка (он отличался зорким зрением, был метким охотником) и доложил по рации летчику. Стало ясно, что их преследуют четыре немецких самолета. Как потом выяснилось - четыре мессершмита. Экипаж приготовился к бою. Расстояние между самолетами уменьшалось, началась стрельба. Немецкие летчики атаковали парами и рассчитывали посадить наш самолет на землю. Атаки следовали одна за другой. Самолет маневрировал и тоже отвечал огнем. Один мессершмит загорелся и разбился о землю. Когда бой перешел на нашу сторону фронта, немецкие летчики повернули обратно. Только после этого отец почувствовал невыносимую боль в левой руке. Во время стрельбы он не заметил, что держит пулемет одной правой рукой, левая рука была перебита очередью немецкого самолета и висела, как плеть, рукав комбинезона наполнился кровью. Отец, мгновенно вспомнив об аптечке, позвал на помощь второго стрелка. Тот подполз к отцу, вынул из кармана его комбинезона аптечку и жгутом остановил кровотечение. Экипаж нашего самолета доставил командованию разведданные, и гвардейские бомбардировщики вылетели бомбить противника. Вскоре пошла в атаку славная мотопехота. После, уже в госпитале, опытный пожилой хирург сказал отцу, что он мог бы погибнуть из-за большой потери крови. Руку удалось спасти благодаря этому хирургу. Он убедил консилиум, состоящий в основном из молодых коллег, не ампутировать ее.

Все члены экипажа самолета-разведчика были награждены орденами Отечественной войны. Да, это патриотизм!

В годы войны медицинская аптечка спасала раненых на поле боя, а в настоящее время вера, патриотизм и взаимовыручка помогают нашему поколению выбрать правильный жизненный путь.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь

к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Литература

1. Антонова Л.Н. По совести и вере: Доклад министра образования правительства Московской области Лидии Антоновой на пленарном заседании, посвященном открытию V Московских областных рождественских образовательных чтений «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения» // Образование Подмосковья. Открытый урок. 2008. № 1(3). С. 5-7.

2. Борев В. И снова один против четырех // Боевые действия «Наркомат» Госнаркоконтроля России. 2005. № 16.

3. Боярская В.В., Ракова Н.С. Патриотизм в свете задачи формирования гармоничной личности гражданина России / / Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С. 58-60.

4. Бузмакова А.А. Психологическая культура школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С. 55-63.

5. Попугаев В.И. Исследование общей эмоциональной направленности обучающихся // Сб. статей по материалам малых рождественских педагогических чтений «1150-летие Российской государственности - основа формирования нравственных ориентиров современной молодежи». ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 30. Коломна, 2012. С. 125-133.

6. Попугаев В.И. Экспериментально-теоретическое исследование общей эмоциональной направленности обучающихся. Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012 учебного года. http://educontest.net/

7. Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственный мир современного российского общества проблемы формирования и защиты», Волгоград, 16 марта 2009 г. / Отв. ред. А.А. Огарков и др. М.: Глобус, 2009. С. 276-280.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: «Омега-Л», 2013.

9. Фильмотека телепередач «Слово пастыря»: Методич. пособие / Сост. В.И. Попугаев. Интернет-портал Международной фундации педагогических новаций. http://www.mfpn.ru

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей и воспитателей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель, воспитатель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.

А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации.

Для современного школьника базовыми являются компетенции:

– информационная (готовность к работе с информацией);

– коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

– кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

– проблемная (готовность к решению проблем).

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия - наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю, воспитателю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

В нашем училище разработана модель организации внеурочной деятельности.

Основная идея модели: создание условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для самоопределения и самореализации личности ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

оказание помощи в поисках «себя»;

создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;

расширение рамок общения с социумом.

Заинтересованность училища в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Принципы организации внеурочной деятельности в училище:

соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

опора на ценности воспитательной системы училища;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Апробируется 3 способа организации внеурочной деятельности:

1. Реализация образовательных программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы в режиме концентрированного обучения - погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, поездки по культурно-историческим местам города.

2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы по пяти направлениям, заявленным моделью русской национальной культурологической школы. Общеучилищные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общеучилищном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем и воспитателем.

3. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Таким образом, включение ребенка в систему общеучилищных дел воспитательной системы создает особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

Спортивно-оздоровительное

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художественно-эстетическое

Экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Гражданско – патриотическое, экологическое

Беседы, экскурсии в музеи «Боевой славы», просмотр фильмов, встречи с известными людьми, встречи с ветеранами, оформление газет о боевой и трудовой славе.

Привитие любви к Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Научно-познавательное

Занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность, олимпиады, экскурсии по Москве, в посещение музев.

Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.

Общественно - полезная

Беседы, встречи с людьми труда, участие в трудовых десантах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты. Социально-значимая деятельность.

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности

Проектная деятельность

Реализовывается через все направления внеурочной деятельности.

Познавательные, социальные проекты, конкурсы, выставки, участие в научно-исследовательских конференциях на уровне училища, города.

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов.

Проектная деятельность позволяет реализовать личностно ориентированный подход, поддержку одаренных детей.

Училище стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Ожидаемые результаты:

развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

воспитание уважительного отношения к своему городу, училищу;

получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия;

формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся;

увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Данные результаты делятся на 3 уровня:

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения) (Ребенок знает и понимает общественную жизнь.)

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. (Ребенок ценит общественную жизнь.)

Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного социального действия. (Ребенок самостоятельно действует в общественной жизни.